Девяностые года прошлого столетия, с чем ассоциируются они у «среднестатистического» россиянина? Малиновые пиджаки, задержки зарплат по полгода, финансовые пирамиды и колдуны, которые «заряжали» воду через кинескопы телевизоров. Меня с натяжкой можно назвать ребёнком девяностых – год моего рождения 1997, однако стоит сказать, что если историю 90-х я получал от родителей и школы, то культура, которая заполонила Россию в 2000-е годы - западная культура, музыка, кинематограф и - что самое важное – мультипликация, витала в воздухе. Все это, как говорится, слышалось из каждого утюга. Фильмы с Ван Даммом, Шварцнеггером, Сталлоне, сменили мультфильмы после школы по ТВ, среди которых начали появляться претенциозно яркие и такие не похожие на тогдашних «Ну, погоди!» и «Чебурашку и Гену», произведения. Они захватывали, погружали в атмосферу приключений, историй о храбрых воинах-самураях и скрытных ниндзя. Мы не знали тогда, что это и было то самое аниме.
Иногда так и тянет пройтись по аллее аниме-ностальгии, не правда ли? Не правда, если вы не знакомы с золотым веком японской анимации. Да-да, в то время, когда в России отжимались ларьки, в Японии уже процветали мультфильмы про пилотируемых роботов (к примеру, «Мобильный воин Гандам» или «Евангелион»), про самураев («Манускрипт ниндзя»), духов и магию (либо же всё вместе, как в аниме «Шаман Кинг»), а также про популярные сейчас проблемы молодых школяров. Крутой учитель Онидзука /GTO/ Great teacher Onizuka, Покемоны, Сейлор Мун (всем, наверное, приходилось в школьные годы, как и мне, сталкиваться с такими «покемонами», суперспособностями которых было дышать сигаретным дымом, только без огня. Надо сказать, делали они это виртуозно, как заправские Чермандеры. Хотя, конечно, за «чермандера» можно было в то время и по лицу получить. Эх, «славные» школьные годы. Про «бульбазавров», думаю, упоминать не стоит).
Бесценный критический взгляд на вещи
Были и есть такие произведения, которые язык уж никак не повернётся назвать детскими «мультиками». Я говорю, например, об уже упомянутом «Евангелионе». Они сделали из тогдашнего молодого меня мешок для самокопания, а не пилота-робота, как мне тогда мечталось. Да, кроме больших роботов в нём есть и те, кто ими управляют, а именно проблемные подростки, в образы которых Хидэаки Анно (создатель сериала) вложил все свои эмоциональные переживания и страхи, порождённые затяжной депрессией. Ева* не оставляет однозначного смысла; кажется, что Анна и вовсе не вкладывал таковой в сериал, а оставил всё на интерпретацию зрителя. Вопросы экзистенциализма, наряду с которыми остаётся один из самых важных: «Аска или Рэй?» – вот что оставляет за собой «Евангелион».
Взросление и серьезные темы для ночного разговора на кухне
Сейчас стоит упомянуть мир тёмного фентези «Берсерк» за авторством Кэнтаро Миуры, который в моём личном рейтинге аниме сериалов греет душу примерно на втором-третьем месте. Одно из тех аниме (хотя, конечно, лучше познакомиться с мангой), которое заставило меня перевернуть понятие о добре, зле, белом и чёрном. Этому служат образные средства и облик персонажей.
Протагонист, которого нашли наёмники под деревом висельников около мёртвой матери, взрослеет в жестоком мире средневековья. После того, как с ним произошло то, что произошло (подробный разбор будет в отдельной статье про эту вселенную, если, конечно, будет), Гатс (так зовут главного героя) представляется нам как законченный психопат. Он брутален, закован в латы и, орудуя огромным мечом, знает, что в мире, в котором он живёт, не место слабым. Те, кто не способны защитить себя, умрут. В пылу сражения Гатс теряет голову настолько, что превращается в полу-демоническую сущность, аки настоящий берсерк из истории скандинавских народов. Заставляет зарубить инфантильность полностью.
Спорт и самоуважение
Я - здоровая 175-сантиметровая детина, более-менее спортивного телосложения, без тайтлов про спорт – не я. Во времена моей юности нечто подобное было сложно найти, по ТВ такого не показывали. Поэтому в школе я не мог подтянуться ни разу. Но, как только я посмотрел своё первое спортивное аниме, всё сразу пошло на лад! Живот и бока ушли (ну или почти, дверь за собой они точно не закрыли, но сейчас не об этом), мышцы рук стали способны растянуть связь с земным притяжением на расстояние до перекладины на добрый десяток раз, а, может, и больше, если девчонки смотрели. Ноги и лёгкие наконец начали работать в тандеме и преодолевать расстояние в 100, 400 и 1000 метров не ползком как раньше, а в уверенном стоячем положении. Лицо приобрело свой естественный для каратистов-новичков синеватый оттенок. Заслуга большей части этого, я считаю, заключается в просмотренных в своё время залпом аниме-сериалах «Боец Бакки» (1991) и «Первый шаг» (2000). Воспитывают дух и готовность к преодолению физических трудностей с бонусом в виде отличного телосложения. Впрочем, это только для продвинутых.
Какой же русский не любит быстрой езды?
Эта мысль крутилась у меня в голове, когда я пытался достать ключи от машины из-под спящего брата. Когда же мне это не удалось, за ответом я направился к своему другу и, после недолгих разбирательств, что под терминами «скорость» и «колёса» я подразумеваю не наркотики, он предложил мне посмотреть аниме, в котором, как он выразился, можно почувствовать скорость на вкус, а именно «InitialD» (1995). Я, убедившись после такого заявления, что речь всё же идёт не о наркотиках, начал просмотр. И знаете, что? Кроме того, что я и правда почувствовал вышеописанное, я приобрёл ключ к множеству мемов и неясных мне доселе отсылок, порождённых этим тайтлом (что, кстати, тоже тема для отдельной статьи). Дух соперничества, азарт гонок и крутые саундтрэки прилагаются!
Поиск себя
Думаю, каждый знаком с трилогией «Матрица». Первый фильм из этой франшизы был снят в 1999 году тогда ещё братьями Вачовски. В одном из интервью они признались, что при создании фильмов во многом вдохновлялись сеттингом аниме «Призрак в доспехах» (1995). Моё знакомство с данным творением произошло после того, как о нём рассказал мне мой очень хороший друг, с которым мы, кстати, много позже посмотрели и киноадаптацию этого аниме. Как нам казалось, так и должно выглядеть будущее. Большинство людей имеют роботизированные импланты, которые выполняют вполне тривиальные функции по типу обыкновенных смартфонов, а призраками, коей и является наша героиня, называют тех, чьё сознание перемещено в искусственное тело. В такой ситуации кто угодно начнёт задумываться, а человек ли он на самом деле или же уже просто машина?
Сергей Калашников