Гураны - непризнанный народ Забайкалья

5893

Гураны славятся особым типом красоты

Гураны - народ, родившийся в Забайкалье 

Каждый современный человек воспринимает свое происхождение на уровне второго или третьего поколений. Самые любопытные проводят более детальное исследование и составляют генеалогическое древо.  На самом деле в каждом из нас смешались самые разные этносы. На одной только территории Забайкалья постепенно сформировался основанный на бурятском, эвенкийском и русском этносах определенный тип местного населения, который принято называть «гураны». Кто же они, загадочные жители "диких степей" со звучным прозвищем и непростой судьбой?                                      

Гураны родились из смешения крови и культур прибывших в Забайкалье восточных славян и древних жителей этого края - народов монгольской и тунгусо-маньчжурской языковых групп. Складывание особого народа с русским языком, восточным обликом и азиатскими чертами характера произошло между серединой 18 и серединой 19 веков. В этот период связи с Русью (как русскоязычные жители Сибири называли зауральскую Россию) были очень слабы, славянское население немногочисленно, а язык испытывал сильнейшее влияние бурятского, монгольского и эвенкийского. 

Аборигены Забайкалья

Коренное население Забайкальского края в 17 веке состояло из кочевых народов. Основную часть составляли эвенки (тунгусы), хори-буряты и ононские хамниганы - народ, говоривший на архаичном языке монгольской группы.

Забайкальские хори-буряты - часть древнего племени хори-тумат, вернувшаяся на байкальскую прародину на рубеже 16-17 веков. Это самое странствующее племя бурят. Они кочевали по монгольским степям, по "сопкам Маньчжурии", по горам Прибайкалья. В своих странствиях в эпоху Монгольской империи они доходили до Тихого океана, но в итоге самая свободолюбивая их часть вернулась в Бурятию. 

Бурятские девушки

Эвенки тоже вели кочевой образ жизни, они жили рассеяно на огромном пространстве. Их расселение мелкими родами в таёжном море впоследствии привело к тому, что с вливанием бурятского, а потом и русского населения «чистокровных» эвенков осталось очень мало. 

Ононские хамниганы появились на основе осколков монгольских племён, заселивших опустевшие земли бывшего улуса князей-хасаридов. Это феодальное владение в 15 веке испытало сильные потрясения и основная масса монголов откочевала оттуда на юг. Позднее туда прибыли выходцы из других монгольских племён, которые встретились там с эвенками, начавшими осваивать коневодство. Две волны с юга и севера соединились и образовался союз 15 племён, получивший название хамниган.

Эвенкийки в традиционных костюмах

Русские узнали о них от бурят и монголов, а поскольку словом хамниган те называли эвенков, решили, что все эти 15 племён - тоже эвенки, или тунгусы. С той поры понятие "тунгусы" в русском языке закрепилось не только за эвенками, но и за хамниганами, хотя большая часть этого союза состояла из монголов. 

К северу и востоку от хамниган жили дауры, крупный монголоязычный народ. Дауры не были кочевниками, они жили осёдло, сеяли хлеб, умели строить большие крепости. Столкнувшись с казаками, они полностью покинули свою родину и ушли к маньчжурам, где стали одним из самых образованных и привилегированных племён. Позднее от маньчжуров сбежал в Забайкалье даурский князь Гантимур с частью своих людей. Русские власти доверили ему управление ононскими хамниганами и южными эвенками. 

Россия идёт в Забайкалье

В 17 веке Забайкалье было присоединено к Русскому государству. Огромную роль в колонизации края сыграли казаки и крестьяне. Казаки, по сути и были первыми русскими поселенцами. Им предстояло и покорять, и охранять забайкальскую землю от набегов кочевников, а в дальнейшем – охранять границы.

Среди кочевий бурят и эвенков постепенно вырастали поселения русских крестьян и казаков. Закрепляясь на новых территориях, казаки строили крепости для защиты и форпосты для приобретения новых земель с данниками русской казне.

Забайкальские казаки

Ведущую роль в русском заселении края играли потомки первых казаков и промышленников, осевших в Забайкалье на постоянное жительство в середине 17 века. Среди них были: русские, белорусы, украинцы, поляки. Они позволили развиваться здесь славянскому населению.

После присоединения правительство решило, что суровый забайкальский климат – достаточное наказание для государственных преступников. Недовольных властями переселяли в Забайкалье. Самая страшная в России каторга была в Нерчи. Нерчинские рудники были ужасом для уголовного элемента по всей стране. Зато сумевшие сбежать оттуда славились по всему преступному миру. 

Сосланные в Забайкалье старообрядцы, называемые местным населением "семейскими", представляют одну из интересных этнических групп края. Сосланные сюда во второй половине 18 века, они принесли с собой и сохранили здесь яркие элементы древней русской национальной культуры. Одним из пламенных вдохновителей староверов был огнепальный протопоп-бунтарь Аввакум. Их предки выступили против церковной реформы Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям и гонениям со стороны правительства и официальной православной церкви.

Семейские - староверы Забайкалья

Все эти колонисты положили основу будущего старожильческого населения, их называли старожилами.

Плавильный котёл племён

Из-за непростых исторических процессов в Забайкалье сложилась сложная межэтническая ситуация.  Переселенцы, жившие по соседству, вступали в брак с местными аборигенами. Этим и объясняется появление в бытовой лексике местного населения особого термина гуран, которое обозначает человека смешанной крови в четвёртом поколении, вобравшего в себя черты славянского и коренного населения.

Судя по архивным документам, уже в 18 веке русские поселенцы в Забайкалье употребляли слово гуран как самоназвание или прозвище. Затем так стали называть всех тех, кто родился за Байкалом, или потомков от смешанных браков русских с бурятами, монголами, эвенками, а также с маньчжурами.

Справка Ехэ Азия. Надо заметить, что в соседней Республике Бурятия слово гуран не в ходу. Старожильческое русское население здесь чаще всего называют сибиряками, или, в случае смешанного происхождения - карымами (от бурятского хариин "чужой"). Впрочем, во многих районах Республики Бурятии не знают ни слова гуран, ни слова карым, но используют слово хэрээсниг (в Западной Бурятии - хэршэн) для обозначения потомков бурят, принявших крещение и обрусевших. Сибиряк в южной части Бурятии это название конкретной этнографической группы, а не прозвище любых жителей Сибири. Также среди русских старожилов юга Бурятии выделяются так называемые "монголы". Это обрусевшие потомки южноселенгинских монголоязычных племён. 

Почему именно слово гуран стало названием этой этнической группы? Забайкальские казаки шили зимние шапки из шкуры гурана, самца косули, сохраняя рожки. Этот головной убор напоминал голову животного, и создавал отличную маскировку на охоте. Длительные зимы способствовали тому, что этот характерный головной убор примелькался на глазах и отложился в сознании, дав прозвище целой этнической группе.

Отличительные черты гуранов

Писатель Владимир Рукосуев, сам будучи гураном отмечал наиболее примечательные особенности этого народа.  

«Отличительные черты гуранов, это их монголоидность.  Но внешность, все же, не единственное и не главное определяющее качество гурана. Есть гураны и с чисто европейской внешностью. Или не очень перемешались или приобрели свойства гурана в результате проживания в этой местности.

Кстати, о местности. Нельзя считать, что все проживающие в Забайкалье поголовно гураны. Даже местные. По моей классификации принадлежность к этому племени можно присваивать только носителям определенной субкультуры. На первый взгляд это может показаться абсурдным и спорным. Я считаю, что гураном можно стать не только по рождению, но вследствие воспитания в среде с малолетства, если попадаешь в нее с детства, как Маугли в стаю.

А еще гураном можно перестать быть. Попытаюсь разъяснить свою мысль на примере. Маугли пожил с людьми, перенял их привычки и перестал быть волком. Как паста. Выдавить из тюбика можно, а вернуть уже нельзя».

Забайкальский диалект русского языка

У гуранов помимо всего прочего появился свой собственный диалект, который понимают только они. Язык насыщен речевыми особенностями, характерными для говоров старожильского населения края. Показательным в говоре гуранов отмечается выпадение гласных из окончаний глаголов («приезжат», «плават», «летат»), в окончании прилагательных («черну», «красну»).

Владимир Рукосуев приводит пример:

 – Лонись с братаном на Халзанке хлынял еланью всундалой.

В переводе:

– Прошлогодней осенью мы с двоюродным братом ехали мелкой рысью по склону горы с еловой порослью вдвоем на одной лошади, у которой была белая полоса на морде.

Справка Ехэ Азия: забайкальское слово "всундалой", а также однокоренное слово "сундалат", употребляемое в говорах южной Бурятии, происходят от монгольского сундалдаха (бур. hундалдаха) "ехать вдвоём на одной лошади". Деепричастный оборот сундалдаад этого глагола в местных диалектах русского языка дал "сундалат" и "сундала" (ударение на последнем слоге). Последнее также стало употребляться в предложном падеже с русским предлогом "в" и получилось "всундалой". Пример употребления первого термина: "Ты имя скажи (т.е. им скажи - ред.), сундалатом ижжают пусть, ничо не поделаш." Забайкальское халзанка, обозначающее лошадь с белой полосой на морде, также является бурятизмом от слова халзан. Подобных слов, вошедших в русские диалекты и говоры бурятской части Сибири и Дальнего Востока раньше бытовало много. 

А вот за пределами проживания они своего говора стесняются, считая признаком необразованности, дети их, его вовсе утрачивают.

Более показательной иллюстрацией своеобразия менталитета народа Забайкалья, могут служить проявления гостеприимства, радушия, простоты в общении, открытости. К числу кулинарных пристрастий забайкальцев относится чай, который всегда пользовался неизменным спросом.

Есть предположение, что популярность чая связана с региональным положением Забайкалья- соседством с Китаем. Русские старожилы «пристрастились» к чаю еще в 18 веке, который привозился из соседнего Китая. Символ чая объединяет забайкальцев на бытовом уровне. Забайкальцы до сих пор сохраняют традицию чаепития, это для них целый ритуал.

Национальность или этническая группа

Кто такие гураны?  Национальность или этническая группа? Спорный вопрос.

Согласно одной из теорий, в результате смешения, метисации или взаимопроникновения нескольких этносов может произойти не только исчезновение старого, но и возникновения нового этноса. Так что в результате слияния таких народностей, как буряты, эвенки и русские, появился новый тип местного населения. А разве это не является доказательством того, что гураны – национальность?

Ни в одной энциклопедии информации о подобном народе нет. Гуран обозначается как тип местного населения, основанный на трех этносах: бурятском, эвенкийском и русском.

Сегодня современные жители Забайкалья склонны считать себя особым типом русских, коренными забайкальцами. Далеко не все забайкальцы к слову «гуран» относятся положительно. По реакции современных забайкальцев можно судить, что понимают этот термин далеко не все, иногда он даже воспринимается отрицательно. Причин может быть много и главная из них - это незнание своих корней и истории родного края.

Жанна ВЕДЕРНИКОВА 
Автор фото - Дмитрий Головин. Все фотографии предоставлены автором и публикуются с его разрешения 

буряты, эвенки

Читайте также

Комментарии