Статистика СМИ Монголии

3131

После краха системы советского стиля в 1990 году монгольские средства массовой информации претерпели крупные реформы, которые позволили расширить разнообразие и свободу прессы, что сделало ее одной из самых свободных в регионе. Несмотря на то, что население составляет всего три миллиона человек, в Монголии работает 555 СМИ, а по всей стране - около 5000 журналистов. По количеству СМИ на душу населения Монголия входит в первую десятку мира. 

В Монголии издаются около 200 газет и журналов, крупнейшие из них – “Өнөөдөр” (“Сегодня”), "Өдрийн Сонин" Ежедневная газета”), "Зууны Мэдээ" ("Новости века") и "Үнэн" Правда”). Имеется 43 радиостанции и 36 телевизионных компаний. Работают 15 частных операторов телевизионных кабельных сетей. Общенациональным информационным агентством Монголии является агентство «МОНЦАМЭ».

По состоянию на 2019 год в Монголии насчитывается 92 газеты, 78 журналов, 50 радиостанций, 128 телеканалов и 109 новостных сайтов, имеющий статус СМИ

История монгольских СМИ в XX веке

Первая газета Монголии - "Шинэ толь" ("Новое зеркало") - вышла в свет 6 марта 1913. Этот день до сих пор является профессиональным праздником работников монгольской печати. "Шинэ толь" была основана Цыбеном Жамцарано, одним из основателей бурятской национальной государственности и видным деятелем монгольского национально-освободительного движения. 

С 1920 года монгольская пресса имела тесные связи с СССР и курировалась монгольской компартией. Газету «Үнэн», аналогичную советской «Правде», издавала партия, а «Залуучуудын Үнэн» (с 1924 г.) - ЦК Революционного союза молодежи. В 1930 министерствами обороны и общественной безопасности была создана «Улаан Од» («Красная звезда»).

До реформ 1990-х годов правительство строго контролировало СМИ и все публикации и телерадиосюжеты. В течение 70 лет единственным СМИ в эфире была государственная Монгольская национальная телерадиовещательная компания.

В 1990 году в стране произошла национально-демократическая революция, Монголия начала выходить из под советского (и российского) влияния, в области СМИ произошли кардинальные изменения в сторону увеличения свободы. Распад Советского Союза оказал значительное влияние на Монголию, где государство переросло в многопартийную демократию. Новый закон о свободе прессы, разработанный с помощью международных неправительственных организаций, был вынесен на обсуждение 28 августа 1998 г. и принят 1 января 1999 г.

Закон продолжил путь реформ СМИ. Государственные СМИ были приватизированы. 

Газеты Монголии

Газеты и журналы, помимо бизнеса, также выпускаются политическими партиями, армией, профсоюзами, культурными, научными и литературными организациями. Благодаря высокому уровеню грамотности в стране (97,8% по данным переписи 2000 года), печатные СМИ традиционно пользовались большой популярностью в народе.

Эпоха Интернета, вызвавшая во всём мире кризис печати, сказалась и на Монголии, но здесь по прежнему высок авторитет ежедневников. Тиражи некоторых из них не только не упали, но и растут, хотя общее количество печатных изданий снизилось. С 2012 года довольно много газет и журналов прекратило своё существование, снизился и их совокупный тираж. 

Тем не менее популярность газет в Монголии является одним из феноменов. Как и в Японии, ежедневники здесь остаются наиболее авторитетным источником информации для населения. 68% жителей Монголии предпочитают газеты как надёжный источник другим формам СМИ. 

Две ведущие государственные ежедневные газеты, «Ардын эрх» (Права народа) «Засгийн газрын мэдээ» (Правительственные новости), были проданы в 1999 году в соответствии с законом 1998 года. Самыми популярными ежедневными газетами в последние годы являются “Өнөөдөр” и «Өдрийн Сонин”, их тиражи составляют приблизительно 7 и 11 тысяч соответственно.

Газеты в основном читают люди старше 55 лет. Журналы по большей части читают люди в возрасте от 25 до 34 лет.

На рынке распространения государственных газет доминирует Монгольская почтовая компания. Компания имеет контракты с Монгольской газетной ассоциацией и Ассоциацией ежедневных газет на сумму около четырехсот миллионов тугриков в год (около 200 тысяч долларов). Кроме того, частные почтовые компании, такие как Ulaanbaatar Post, Skypost и Universal Express Post предоставляют услуги печати и распространения.

Телевидение и радио

В соответствии с законом, принятым в 2005 году, государственное радио и телевидение Монголии стало общественным вещателем. Появилось огромное количество теле- и радиостанций. Радио остается важным средством передачи информации, особенно для пастухов в сельской местности.

Есть большое количество радиостанций, как национальных, так и зарубежных, в основном базирующихся в Улан-Баторе. В 2006 году в эфире было около 115 станций FM и 7 AM, в том числе BBC World Service, Voice of America и другие зарубежные станции. Радиопередачи ведутся на монгольском, русском и английском языках.

В стране действует 128 телекомпаний. Из них общенациональных - 16, вещающих только в Улан-Баторе - 49, в провинциях - 63. За последние десятилетие общее количество эфирных часов выросло как у радио, так и у телевидения. 

Спутниковое и кабельное телевидение также становится все более популярным. В стране действует 15 кабельных операторов и до 90 кабельных каналов, включая CNN, BBC, National Geographic Channel и новостные программы из Китая, России, Индии, Японии, Южной Кореи и многих европейских стран. Согласно исследованию Азиатского банка развития 2014 года, 80% монголов назвали телевидение своим основным источником информации.

Новостные сайты Монголии

По состоянию на 2019 год в Монголии насчитывается 109 новостных сайтов, имеющий статус СМИ. Каждый четвертый сайт предоставляет прямые новости и информацию с мест.

Из 109 новостных сайтов 47% сами создают весь контент, 58% обновляет информацию ежечасно и несколько раз в час.

Сейчас 45 процентов газет имеют собственные веб-сайты, 48 процентов имеют учетные записи в Facebook и 19 процентов имеют учетные записи в Twitter. Кроме того, 34 газеты доступны бесплатно на сайте http://www.sonin.mn/

Саруул ЭРДЭНЭ

Монголия

Читайте также

Комментарии