TikTok - 15 секунд славы и шесть лет пути к самому дорогому стартапу

52031

Владелец социального видеосервиса TikTok, китайская компания Bytedance, со вчерашнего дня является самым дорогим стартапом в мире. Facebook, на протяжении нескольких лет теряющий молодежную аудиторию, оценил угрозу и готовит собственное приложение для создания коротких видеороликов. Шесть лет назад путь к успеху китайского стартапа начинался, как это часто бывает, со скепсиса и креативного ответа на него.

Китайскому программисту Чжану Иминю было всего 29, когда он попытался бросить вызов гигантам китайского сегмента Интернета, реализуя идею агрегатора новостей, управляемого искусственным интеллектом. В то время, да и сейчас, это казалось маргинальным и бесперспективным проектом. Подобные сервисы и сайты, существующие в России, никогда не отличались ни релевантностью, ни оперативностью. Даже Google на этом пути не особенно преуспевает. В Китае шесть лет назад такие проекты разрабатывались двумя "солнцами Интернета" - Alibaba и Tencent (владелец мессенджера WeChat и соцсети QZone), но Чжан Иминь работал самостоятельно.

Чжан разработал мобильное приложение "Заголовки" (Toutiao), с помощью которого пользователь получал свежие новости. Особенностью сервиса Toutiao стало то, что канал новостей настраивался под каждого получателя индивидуально. Искусственный интеллект изучал данные пользователя (имея доступ к мобильному телефону, это не сложно, а главное - эффективнее, чем это пытается делать Google), сохранял и анализировал его опыт предпочтений в информационном потоке. На основе анализа Toutiao формировал новостную ленту.

Вид Toutiao на ПК

Не без программерского бахвальства Чжан говорил в интервью, что среди его сотрудников нет ни редакторов, ни корреспондентов; практически вся работа с контентом отдана искуственному интеллекту. "Мы - не новостной ресурс (в чистом его виде). Мы больше похожи на поисковый сервис или платформу социальной сети."

"Заголовки" помогали не только потребителям контента, но и создателям, т.е. приложение на самом деле выполняло некоторые функции социальной сети. Так с помощью Toutiao на весь Китай прославились некоторые блогеры, специализирующиеся на какой-то узкой теме. Нишевый контент, как известно, не легко попадает в обычные СМИ, отличающиеся изрядным высокомерием к публикациям, не связанным с жизнью столиц, знаменитостей и не описывающим разного рода сенсационные происшествия. Toutiao, смог в некотором отношении лучше социальных сетей связать между собой нишевых авторов и их потенциальную аудиторию.

К концу прошлого года пользователи "Toutiao" проводили в приложении почти столько же времени, сколько в WeChat и Weibo, хотя в общих размерах сервис Чжана уступал старым игрокам (здесь надо учитывать тот факт, что для международной аудитории была разработана отдельная версия "Заголовков" - TopBuzz, соответственно ее пользователи в статистике Toutiao не учитывались). Тем не менее, год назад China Daily писала, что ежедневное количество активных пользователей "Заголовков" составило 120 миллионов человек. 90% из них - аудитория до 30 лет. Чжан выиграл битву за молодежный сегмент, но это была только разминка перед по настоящему большим наступлением.

Мобильный вид приложения "Заголовки" (Toutiao)

Еще в 2014 году в "Заголовки" были интегрированы некоторые функции работы с видео. К этому направлению Чжан испытывал особую любовь и за годы существования его компания Bytedance (основанная полгода спустя после выхода первой версии Toutiao) разработала или приобрела множество видео-приложений. Одним из них было Xigua, позволяющее заливать ролики длительностью до пяти минут. Не оставили без внимания и сегмент сверхкороткого видео. В сентябре 2016 Bytedance представило свое приложение TikTok.

Количество загрузок TikTok росло достаточно неплохими темпами и всего через четыре месяца приложение заняло первую позицию (среди бесплатных) в Тайланде. Но Чжана что-то не устраивало, и в ноябре 2017 Bytedance за миллиард долларов купила знаменитый сервис Musical.ly, с которым и был интергирован TikTok. В конечном итоге, по мнению некоторых пользователей, сейчас в приложении больше от Musical.ly чем от старого TikTok. Мы не будем спорить, просто напомним, что к моменту продажи Musical.ly обладал аудиторией в 70 миллионов и был приложением №1 в более чем тридцати странах, в том числе - в США, Канаде, Германии, Бразилии и Японии. 10 миллионов роликов загружалось в ly ежедневно. Это было примером успеха китайской технологической компании на западном рынке.

Musical.Ly разработан двумя шанхайскими друзьями-программистами в 2014 году и достиг впечатляющих результатов, благодаря не огромным инвестициям, а креативному подходу и пониманию запросов аудитории. С одной стороны в мире уже есть Youtube, Vimeo и множество других соцсетей с видеоконтентом, но почему-то никто не смог додуматься до того, что огромная часть населения не готова или не способна создавать длинные ролики. Нужен был аналог Twitter'a для видео, но надо было сделать это не так тупо, как простое ограничение количества букв или хронометража. В конце концов Twitter, казавшийся поначалу убийцей Facebook'a, начал сдуваться, в немалой степени потому что текстовый контент все-таки ценится по информативности и глубине мысли, а оперативность микроблогов в целом оказалась не выше, чем у обычных соцсетей.

Разработчики Musical.Ly нашли точку входа в видео у самой молодой аудитории. Они поняли, что юное поколение выросло в среде, не привыкшей читать также много, как люди 1970-80-х г.р. Сегодня дети от 12 лет обладают смартфонами и хотят коммуницировать со сверстниками, но не хотят писать и читать. Им проще делать это через видео. Шанхайские друзья решили еще более упростить этому поколению вход в мир соцсетей. Musical.Ly добавил бесплатную для пользователей музыку, функции наложения музыки и синхронизации губ с песней. И в тот миг Интернет начал наполняться миллионами коротких (до 15 секунд) и простеньких роликов, снятых подростками.

Интеграция Musical.Ly и TikTok прошла успешно и сравнительно безболезненно. Совокупная мощь старых наработок Musical.Ly и возможностей Bytedance дала о себе знать и экспансия сверхкороткого видео продолжилась с новой силой. В середине июля Bytedance отчиталась о достижении показателя в 500 миллионов активных пользователей ежедневно только на территории КНР. Добавим к этому аудиторию, завоеванную еще Musical.Ly, и получим картину глобального успеха стартапа.

Летом продвижение TikTok ощутили и нетизены в восточных российских регионах. Ролики с челленджами из Китая и Японии начали массово проникать в российский сегмент через Youtube и Facebook. Не пройдет много времени, как молодежь из приграничных с Китаем сибирских и дальневосточных регионов распробует TikTok и пойдет миграция пользователей из Instagram. В последнем пирог уже в значительной степени "распилен" и завоевать в нем свою долю становится всё сложнее с каждым днем. В TikTok для новичков пока есть оперативный простор. Тем более, что пионерам в своем сегменте часто удается добиться популярности в отсутствие острой конкуренции.

Facebook успехами TikTok, а до того - Musical.ly, более чем обеспокоен. Возможности видео купленного им Instagram пока довольно скудны, при этом в самом Facebook с функционалом видео обстоит не лучше. Редактирование находится на совсем низком уровне, просмотр тоже не радует удобством. С января Facebook вдобавок еще и понизил ранжирование видеоконтента в шансах попасть в ленты пользователей. Ситуация для видеостраниц в этой соцсети такова, что ролик попадает в ленты от силы трех сотен человек при трех тысячах подписчиков. Осенью Facebook наконец осознал, что такая политика приводит к оттоку молодежи и при текущих трендах он рискует превратиться в "пенсионерскую соцсеть". При этом российский аналог (по возрасту аудитории) - "Одноклассники" в этой ситуации наоборот улучшает свои возможности для видео, что резко повысило привлекательность этой соцсети в последние год-полтора (ОK даже переманили часть пользователей вК).

Facebook, печально глядя на количество скачиваний TikTok в Северной Америке и Германии, пытался хвататься за разные проекты с видеоприложениями и все они оказались провальными. В конце концов эта соцсеть пошла простым путём подражания китайским приложениям и тоже начала пробовать функцию липсинк (синхронизацию движения губ с песней), добавила бесплатную музыку, а недавно завела музыкальный плеер и монетизацию видео (правда, рядовому пользователю добиться права на монетизацию чертовски сложно, не сильно проще, чем в Youtube). Более того, мир полнится ожиданием очередного приложения для видео от Facebook. В СМИ просочилось его название - Lasso, и, как утверждают некоторые источники, в целом у разработчиков задание просто скопировать функционал TikTok и подать его в приемлемой обертке. Если повезет - сделать что-то ещё бонусом к основе. Таким образом два китайских стартапа, слившихся в один, оказали колоссальное влияние на политику крупнейшей в мире соцсети, и это, скорее всего, только пролог к большой схватке.

Об особенностях TikTok и Musical.ly, как и о других азиатских соцсетях, приложениях и мессенджерах, можно рассказывать и спорить бесконечно, и мы планируем уделять этой теме внимание в дальнейшем. Пока отметим, что Bytedance, вчера получив инвестиции в размере 3 миллиардов долларов, в целом оценивается в 75 миллиардов, что делает китайскую компанию самым дорогим частным стартапом в мире. Это очередной пример постепенного смещения центра тяжести IT на Дальний Восток.

Лет 20 тому назад очень много ожиданий в сфере информационно-коммуникационных технологий было связано с Японией. Когда большая часть ожиданий не оправдалась, это вызвало скепсис ко всей восточноазиатской версии центра развития сферы. В начале 21 века неожиданностью для многих стали успехи Кореи по целому ряду направлений (от телевизоров до видеоигр). Еще десятилетие спустя Восточная Азия снова удивила и на сей раз это был Китай. Сейчас в Большом Китае происходит масса интересного и прорывы то китайских смартфонов, то игр, и вот сейчас - приложений, должны стать объектом пристального внимания не только для подростков. 

Китай, Япония

Читайте также

Комментарии