Газета вьетнамского комсомола - о рок-музыке и традициях монголов

2866

Tuổi Trẻ - крупнейшая ежедневная газета Вьетнама, издание Союза молодёжи, рассказала об истории двух знаменитых рок-групп Азии - the Hu (Монголия) и Hanggai (Внутренняя Монголия КНР). В статье затрагивается вопрос о путях отражения традиций в современной музыкальной индустрии, о выживании культур этнических меньшинств в эру глобализации, приводятся раздумья о вьетнамских и других азиатских группах, чьё творчество также обращается к традициям. 

The Hu - хэви-металлическая группа из Монголии, образованная в 2016 году. Отличительные признаки стиля группы и её степная идентичность выражаются в почти «обязательных» для центральноазиатского региона низком звуке музыки и вокала, и конечно же - в горловом пении. Последний феномен (khoomei на тувинском) в 2009 году признан ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием. Неповторимость звучанию музыки придают также струнные тобшуур и моринхур.

О чём поют the Hu. Все тексты и видео нового альбома "Гэрэг"

Название группы обыгрывает монгольские корни слов хүн «человек» и хунну, племени в Северном Китае, чья жизнь проходила в седле.
Их сентябрьский альбом - «
Gereg», что означает «дипломатический паспорт» Монгольской империи со времен Чингисхана до его потомков. В форме металлической таблички (пайдза) это был проездной документ для послов Великого Хана, дававший власть и привилегии по всей империи, простирающейся от Азии до Европы.

«Я - посланник хана. Те, кто противостоит мне, должны умереть», - была надпись на табличке, подобной той, что использовалась в период Хубилай-хана, правившего с 1260 по 1294 год.

Последний артефакт империи

Тем временем Hanggai - это группа из Внутренней Монголии (в настоящее время в Китае), которая смешивает монгольскую народную музыку с более современными стилями. Их тексты иногда берутся из фольклора, иногда это каверы, а иногда написаны самостоятельно, и они поют на монгольском и китайском языках.

Название Hanggai означает по-монгольски идеальный природный ландшафт с лугами, горами, деревьями и голубым небом, которое простирается бесконечно.

Клип группы Hanggai

Группа Hanggai появилась в 2004 году, была активной в течение последних 15 лет, выпустив семь альбомов. Участники сотрудничали со многими звёздами эстрады Китая и других стран, включая инновационного композитора Тан Дуна (Дам Туан) или Мельбурнский симфонический оркестр. Группа была очень успешной на китайской версии шоу «The Voice». В 2019 году они впервые отправятся в тур по США.

Илчи (или Yiliqi), основатель Hanggai, играл в панк-группе под названием T9, да и другие участники могут упомянуть многих известных музыкантов в мире, оказавших влияние на них, таких как Pink Floyd, Radiohead и даже ... Нила Даймонда, ветерана кантри-музыки.

В мире, в котором доминировали и навязывали свою культуру несколько крупных цивилизаций, Ильчи как монгол вынужден был заново выучить свой родной язык, чтобы иметь возможность петь на родном. Однако современность врывается в их творчество, от неё никуда не деться. Помимо песен, восхваляющих степное приволье, в треках Hanggai звучит шум пекинских улиц. Но этот урбанистический звук показывает трудности поиска своей этнокультурной самобытности в каменных джунглях огромных мегаполисов Азии.

Hanggai. Клип заглавной песни альбома Baifang, вышедшего под американским лейблом Harlem Recordings

Ханьская культура уже давно доминирует во Внутренней Монголии, самой северной автономной провинции Китая, чьи культурные, географические и исторические особенности намного ближе к монгольской нации. 

«Многие из наших монголов оставили свой прежний образ жизни. Переехав в города, многие пострадали от вторжения доминантной культуры».

Другая ситуация у The Hu. Это монгольские парни, как бы прожившие сквозь века [не потеряв корней - ред.], и собранные вместе в самом сердце Улан-Батора Дашдондогом Баярмагнай, по прозвищу Дашка. Дашка - ветеран продюсерского бизнеса с более чем 300 музыкальными альбомами в 30-летнем портфолио.

Участники передали историю своей страны через музыку и настояли на том, чтобы называть их звучание "хунну рок" вместо пауэр-метал, фольк-метал или фольк-рок. Они также отказались от термина "языческий метал", навязываемого западными журналистами и обозревателями «музыки белых людей».

«Мы первая группа, которая играет в этом стиле, и мы действительно надеемся, что не последняя группа, которая будет делать это».

Гала [так в тексте, это звательная форма монгольского имени Галбадрах, - ред.], вокалист The Hu, не согласен со сравнением своего коллектива с европейскими группами. Гала также продолжил обучение в области традиционной музыки и играл на моринхуре в составе Национального монгольского оркестра.

Министр культуры Монголии [по другим данным - министр иностранных дел, - ред.] лично оперативно сориентировался (или, наоборот, слишком легко согласился, - это каждый может решить по своему), чтобы пригласить the Hu стать послом Монголии по делам культуры.

Президент Монголии встретился с группой the HU

the Hu хотят поехать в любую другую страну и продемонстрировать монгольскую культуру с «музыкальным паспортом» Герег в наш век глобализации. Возможно, сейчас старинная монгольская пайдза уже не обладает такой властью, как во времена хагана, правившего обширной империей, но с помощью современных технологий это не менее эффективно и привлекательно.

Между идентичностью и глобальным

the Hu хотят, чтобы их музыка звучала повсюду, и чувствуют себя счастливыми, когда зарубежные фанаты выражают желание посмотреть, как они выступают на сцене вне родины. В ответ на это ожидание, ветеран музыкального пиара Алан Эдвардс, который сотрудничал с такими звёздами, как Дэвид Боуи, Led Zeppelin, The Cure, присоединился к армии фанатов, чтобы покорить новый мир, выйдя за границы Монголии.

Сравниваем с началом пути группы Hanggai, которая была создана в результате очарования Илчи звуками горлового пения. Он в поисках своего этнического традиционного наследия отправился во Внутреннюю Монголию, чтобы узнать об этом искусстве. Вспомним, как исторически первая монгольская группа «Soyol Erdene» была образована в 1971 году с желанием стать «Битлз Монголии». Следует также упомянуть вокальную группу Ят-Ха, образованную в 2005 году в Туве (Россия), которая граничит с Монголией. Ят-Ха успешно гастролируют по всему миру в течение многих лет.

Древняя империя уже давно пришла в упадок, но ее наследие 700 лет спустя все еще звучит в барабанной дроби, словно повторяя стук копыт в обширной степи, откуда когда-то топот конных орд всё усиливаясь, покорял мир. И, как и их предки, монгольские музыканты, в самой Монголии или нет [в Туве или Внутренней Монголии - ред.], мечтают о глобальном завоевании.

Формула находит свое подтверждение в мучительном поиске созвучия между традицией и модой, что мы иногда можем видеть в истории музыкальной индустрии и культуры развлечений во Вьетнаме.

Примером может служить феномен быстрого (хотя и локального) роста группы An Nam (Vietnam Band 2017) или вьетнамских групп (также играющих рок), обращающихся к традициям этнических меньшинств, чтобы найти оптимальное звучание для завоевания популярности. Они пытались смешивать традиции и современные инструменты, одновременно надеясь найти лучший конденсат из коммерческой музыки, артистичности, и лёгкости восприятия.

Эпический клип вьетнамской пауэр-метал-группы An Nam

Возможно, нет необходимости задаваться вопросом, чья музыка перспективнее - "вьетнамская" или "монгольская" - поскольку влияние западной культуры распространилось почти во все уголки азиатских стран. Метал-сцена в мире не так уж редко обращается к традициям и этническим корням. Хотя специальной статистики у нас нет, но мы видим, что такие группы составляют довольно большую долю.

Можно упомянуть Finntroll, Korpiklaani, Moonsorrow, Turisas. Богатый мир финского фольклора и мифологии, который находится за пределами видимости и понимания большей части мира из-за «странного языка». Amorphis (Швеция), Melechesh (Израиль, но вдохновлённый Месопотамией, древними традициями Шумера и Аккада), Rudra (Сингапур, но ищущий индийские корни), Rotting Christ (Греция), Chthonic (Тайвань, но обращается к аборигенной культуре острова до его китаизации) и многое, многое другое.

Они приносят славу, корни и традиции в музыку с гордостью, но потом, когда они действительно вырастают, лишь редкие не попадают в щупальца спрута глобализированного и коммерческого звучания. Их музыка в конечном итоге пришла к общей точке: к 45 годам мало кто избегает этого после той эпохи, что прошла между Beatles и их собственной первой песней.

 

перевод Bayaraa специально для Yehe.Asia 

Монголия, Вьетнам, Внутренняя Монголия, The Hu

Читайте также

Комментарии