Вчера, в День Республики, в столице Саха (Якутии) сотни людей, взявшись за руки, исполнили традиционный танец якутов - осуохай (оhуохай). Это один из немногих в Азии круговых танцев, традиция которого сохранилась до наших дней с древних времен. Якутский танец с прыжками по кругу зафиксирован европейскими наблюдателями еще в первой половине 18 века.
Ритм старинного якутского осуохая величественный и нарастающий, движения сначала медленные (в виде поклонов), затем - все более ускоряются, переходя в прыжки. Предполагают, что в средние века финальная стадия танца включала в себя массовые экстатические переживания, что характерно для некоторых религиозных обрядов и военных плясок. В этом плане якутский осуохай находит ближайший аналог в Бурятии, где также до сих популярен и активно поддерживается на государственном уровне хороводный танец западных бурят - ёхор.
Современный вариант ёхора обычно представляет собой микс из нескольких разных этнотерриториальных традиций, некоторые из которых возникли совсем недавно - буквально в советское время, когда массы западных бурят переселялись на восток и приносили с собой характерный ритм этого танца.
Сегодня в погоне за популяризацией танца хореографы стремятся разнообразить движения, "осовременить" мелодии и т.д. Постепенно ёхор всё дальше отходит от живой традиции в сторону фестивального формата, что, кстати, вряд ли можно назвать негативной тенденцией. Традицию всё равно невозможно было бы сохранить в условиях городов, где последние неформальные массовые сборы любителей ёхора исчезли в 1970-х.
В сравнении с Якутией видно, что бурятский вариант кругового танца стремительно уносится в карнавальную стихию. Якуты же пока пытаются сохранять и поддерживать более традиционный формат. Однако новые смыслы для старинной традиции появляются и здесь. Осуохай в День Республики для многих якутов стал символом верности своей национальной государственности.
В 1990-х и 2000-х годах было распространено мнение о том, что хороводные танцы якутов и бурят своим происхождением связаны с древними индоевропейскими (индоиранскими) племенами. Во многом эта версия не лишена логичности. Ее сторонники говорили, что в других восточноазиатских культурах подобных танцев нет, тогда как среди индоевропейцев они были очень широко распространены. Правда, подобные танцы есть на Кавказе и Среднем Востоке.
Что еще более интересно, круговые танцы были известны индейцам Северной Америки. При этом, если о некоторых видах парных танцев бытует мнение, что они являются плодом влияния со стороны испанских переселенцев, то индейские круговые пляски считаются аутентичной традицией. Среди них можно выделить танцы с движением по кругу по часовой стрелке (охотничья традиция) и против (земледельческая), а также близкие по построению пляски, в которых участники движутся "змейкой", или выстраиваются серпантином. В некоторых индейских танцах круг не замыкается, что, впрочем, тоже встречается и в Сибири, например, у бурят - хоринцев, которые танцевали нэрьелгэ двумя шеренгами взявшихся за руки участников. Это сходство мало о чем говорит до проведения специального исследования, но сам факт бытования подобных танцев у алгонкинов (например, ирокезов), сиу (лакота) и других, заставляет не исключать самобытность и древность осуохая, ёхора и нэрьелгэ у народов Сибири.
Исследователи отмечали, что круговые танцы ирокезов внезапно довольно сильно напоминают некоторые балканские хороводы. Такие совпадения не должны слишком сильно удивлять, потому что вообще построение кругом является архетипическим или, если так можно выразиться, одним из базовых.
Реконструкции некоторых военных танцев индейцев прерий также показывают высокую степень сходства с осуохаем и ёхором, причем не только формой круга, но и ритмикой. Даже в припевах периодически слышится нечто подобное тому, что поётся якутскими и бурятскими танцорами. Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что реконструкция не равнозначна живой традиции. И всё-таки, вопрос о сходстве имеет право быть поставленным. Тем более, что американцы в последние годы сделали крупные прорывы в области изучения и популяризации индейских культур. Одним из достижений этих усилий стало появление заметного числа людей, увлекшихся воинской культурой, военными традициями и - в том числе - музыкой круговых танцев индейцев прерий. Кто-то из них пытается серьезно изучать эту тему, кто-то - помогает коренным американцам продвигать их музыкальные альбомы, кто-то сам записывает песни и делает аранжировки. Взглянуть на такого рода реконструкции было бы не лишним и энтузиастам ёхора и осуохая в Сибири.
В целом приходится констатировать, что изучение традиционных культур Америки и Сибири в сопоставительном плане пока не очень развито. Между тем, даже на примере хороводных танцев видно, что коренным жителям Сибири и Америки есть что сравнить.
Дорж ЦЫБИКДОРЖИЕВ