2.5D мюзикл: от японской "Розы Версаля" до российской "Тетради Смерти"

10598
2.5D мюзикл: от японской "Розы Версаля" до российской "Тетради Смерти"

Немногие знают, что в Японии существует достаточно интересный и любимый публикой жанр 2.5D-мюзикл или же аниме-мюзикл, как его называют в народе. Сам термин был введен всего лишь в 2014 году, когда развитие жанра резко пошло вверх. Его история зарождается в далеком 1974, после премьеры “Розы Версаля” по одноименной манге Риёко Икэда. Интересный факт: она активно участвовала в постановке мюзикла, отрисовывая многие эксклюзивные сцены для большего раскрытия персонажей. История очень понравилась зрителям, поэтому в период с 1974 по 2015 год вышло около 20 постановок, развивающих отношения как главных героев, так и второстепенных. 

“Роза Версаля” рассказывает о событиях времен Людовика XVI и Великой Французской революции. В центре сюжета - девушка по имени Оскар, отец которой хотел себе наследника, поэтому воспитал ее как сына. Оскар дослужилась до звания капитана королевской гвардии, однако врожденное чувство справедливости не позволило ей слепо подчиняться приказам свыше; она не могла смотреть на нищету и притеснение простого народа. Главные роли первых постановок сыграли две актрисы: Харуна Юри и Асу Каори – Оскара и Андре. Но в поздних версиях концепт пересмотрели и оставили одну главную роль, принадлежавшую Оскару. 

 

Следуя примеру успеха “Розы Версаля”, в девяностых годах выходят  “Сэйлор Мун”, “Лента Химэ-Чан” и другие постановки, нацеленные на младшую аудиторию. Ей они были восприняты хорошо, но не пользовались особой популярностью у остальной фан-базы аниме из-за своей специфики – в основном в них рассказывалось о команде героинь, которые сражались со злом. Поэтому театральные постановки такого жанра неформально называли “мюзиклами для девочек начальной школы”.

Особый толчок в развитии жанру дала серия экспериментальных спектаклей “Принц тенниса” в 2003 году, поставленная Юкио Уэсимой на основе манги Такеши Кономи. История рассказывает о 12-летнем теннисном вундеркинде Риома Эчизен, который поступает в Академию Сейшунь и присоединяется к ее теннисной команде, стремящейся выиграть национальный турнир средней школы. На пути к вершине, Риома столкнется с множеством препятствий в жизни и спорте.

С препятствиями столкнулся не только главный герой, но и сама постановка – изначально она проводилась онлайн и не собирала “полные залы”, ведь жанр до сих пор был не особо популярен в широких массах. Но благодаря распространению новостей и слухов в Интернете, постановка получила большую огласку и сразу же завоевала любовь зрителей настолько, что организаторам приходилось крутить запись в кинотеатрах, так как мест в самом театральном зале катастрофически не хватало.

После этого вышли и до сих пор популярные “Наруто”, “Педаль Йовамуши”, “Гиперпроекция Энгеки: Хайкю!!”,  которые привели в жанр новую аудиторию. Особенно большой скачок популярности случился в 2013, когда за год вышло более 70-ти 2.5D-мюзиклов. В то же время началась разработка долгожданной “Death Note: The Musical”, которая была обречена на успех, ведь и аниме, и манга сильно полюбились не только в Японии, но и по всему миру.

Постер к японской постановке

Эта постановка отличилась уже в самом начале – музыку для нее писал известный и многими любимый бродвейский композитор Фрэнк Уайлдхорн (автор мюзиклов "Кармен", "Граф Монте-Кристо", "Дракула" и других), тексты – Джэк Мёрфи, а сценарий – Иван Менчелл. Отличительным фактом было то, что театральные постановки до этого ставили японцы, а тут за проект взялась бродвейская команда, которая сильно отличалась по своей специфике. 

Изначально текст постановки писался на английском языке и только затем переводился на японский, а с него уже и на корейский. К слову, русский текст переведен полностью с него же и согласован с японскими коллегами.

Первые и чуть ли не дословные официальные переводы арий были совсем не под наши реалии и наш менталитет, и в русской фан-базе до сих пор можно встретить такой мем, как “мышка роет, роет, роет и дороет до крота” - тут говорится про Эл, пытающегося докопаться до истины Киры. Перевод для российского зрителя казался совершенно бессмысленным. К счастью фанатов и артистов, которые тоже без особого удовольствия отреагировали на это, текст все-таки изменили.

Первые арии мюзикла были записаны нью-йорским составом в 2014, но всего лишь 8 из них увидели свет в 2015. В этом же году прогремела премьера полного мюзикла в театре Ниссай, Токио. Он был горячо воспринят публикой, поэтому в скором времени его увидели и на сцене в Южной Корее. Продюсером обеих постановок выступил Курияма Тамия. 

Актерский состав корейской постановки 2015 г.

"Тетрадь смерти" также показывали и на ТВ. Для этого специально записали две версии с разными актерами: в первом роль Ягами Лайта исполнил Ураи Кэндзи, во втором – Какидзава Хаято. Их покажут и в 2017-2018 годах. К сожалению, записей корейского варианта нет, исключая несколько официальных клипов, но, несмотря на это, очень много поклонников именно у этой версии, – и не удивительно. 

Постановка снова увидела свет в 2017 году в Токио и в Сеуле с актерами 2015 года, обрадовав этим фанатов. Последний раз мюзикл увидели в 2020, в Японии, с совершенно новым составом. Молодые артисты впервые выходили на сцену в данных амплуа; бесспорно, они очень волновались и боялись не оправдать ожиданий зрителя, ведь прошлые составы задали высокую планку, но у них все вышло блестяще – каждый артист был искренним поклонником как и мюзикла, так и аниме. 

Из комментариев Рёта Мураи, исполняющего роль Ягами Лайта (второй состав) в 2020 году: “Тетрадь смерти – это история, которая передается миру, и я сам являюсь ее большим поклонником… Для меня большая честь иметь возможность сыграть роль Ягами Лайта”. Также Рёта снялся в официальном клипе-промо нового блока спектакля, исполнив арию “Death Note/Hurricane” 

 

Недавно поклонников корейской версии очень порадовали – в Южной Корее состоялась премьера двух блоков спектакля, начиная с апреля 2022.

Самое главное, актерский состав в этом году очень “вкусный” – особенно фанатам понравилась популярная певица Ким Джиён под псевдонимом Кей в роли Аманы Мисы, ее же сыграет и Чжан Минчже. Ягами Лайта исполнят Хон Кван Хо (особо известен за роль Туи в мюзикле “Мисс Сайгон”, 2014) и Го Ын Сон (актер многих популярных мюзиклов), а Эл – Ким Сон-Чхоль (особо известен благодаря своей дебютной телевизионной роли Ким Ён Чхоль в “Prison Playboo”/”Тюремная жизнь”) и Ким Джунсу (известен под псевдонимом Сиа, певец и автор песен).

 

Наконец-то мы подходим к тому, что многие ожидают уже в течение долгих пяти лет – российская версия “Тетради смерти”. В далеком 2017 году амбициозная группа продюсерского центра “Пентаграмма” под управлением Кирилла Олешкевича заявила о намерении поставить мюзикл в России. Тогда многие в это не верили, ведь казалось нереальным получить лицензию у педантичных японцев, которые придирчивы к каждой мелочи. Поэтому работа шла тихо, но уверенно: ребята собрали шикарный состав, в который вошли востребованные в Москве и Санкт-Петербурге артисты: Ярослав Баярунас ("Преступление и наказание", "Идиот" и др.) в роли Эл, Александр Казьмин ("Шахматы", "Последнее свидание") в роли Ягами Лайта, Кирилл Гордеев ("Шахматы", "Джекилл и Хайд") в роли Рюка, Елена Газаева ("Бал вампиров", "Мисс Сайгон") в роли Рэм, Александр Маракулин ("Нотр-Дам де Пари", "Монте-Кристо") в роли отца Лайта, Соитиро Ягами, и др. Благодаря точному попаданию актеров в образы, у российского мюзикла появилась большая фан-база: он горячо ожидаем не только у нас, но и в Европе, и в Азии. 

Кирилл Олешкевич

За эти годы была проделана огромная кропотливая работа: сначала выступления с любительским переводом на Comic Con Russia вплоть до 2019 года, в 2018 выступление на Всероссийском фестивале японской анимации в Воронеже, множество “Пента-концертов”, где также исполнялись популярные арии из мюзикла. Но самое главное событие случилось год назад, 17 апреля 2021 года, в московском концертном зале “МИР” – большой лицензированный концерт “Death Note: The Concert”, который был включен в программу “Года японо-российских межрегиональных и побратимских обменов”, – для ПЦ “Пентаграмма” это является высокой оценкой от зарубежных коллег.

 

Концерт Death Note, апрель 2021 г. Фото: "ПЦ Пентаграмма"

На концерте прозвучал совершенно новый, детально переработанный текст арий, автором которого является Алексей Шнейдерман. Всё это сопровождалось живой музыкой и ярким мультимедийным шоу, погружая зрителя в атмосферу. Что важно – на концерте присутствовал советник посольства Японии, господин Кодама Ёсикадзу, который произнес вступительное слово. К сожалению, гости из Токио не смогли приехать и вживую увидеть программу из-за ограничений, вызванных вирусом COVID-19. Но многие, – исполнители ролей Лайта и L (в Японии 2015 и 2017) Хаято Какидзава и Фу Такахаси, Фука Юдзаки (исполнительница роли Мисы), и даже сам композитор Фрэнк Уайлдхорн, – отправили видеопоздравления творческой группе.

К счастью, очень важный этап успешно пройден, и теперь остается ждать полноценный мюзикл на сцене российского театра, который уже стал первым проектом такого масштаба в нашей стране. По словам Кирилла Олешкевича, это шоу внесет серьезный вклад в укрепление связи культур, которая является прочной основой для дальнейшего развития отношений двух стран. 

Одно ясно точно – “Death Note: The Musical” привнесет много нового в развитие культуры нашей страны. Кто знает, возможно и у нас после этого начнется эпоха 2.5D-мюзикла?

Настя ВИНОГРАДОВА

Япония, анимэ, театр

Читайте также

Комментарии