На днях манхэттенская художественная галерея Sapar Contemporary открыла первую выставку, посвященную искусству Монгол Зураг в Нью-Йорке. На экспозиции представлены работы двух самых выдающихся представителей самобытного направления, Ууринтуйи Дагвасамбуу и Баасанджава Чойджилджава.
По словам сокуратора выставки, Уранчимэг Цултэмын, «Монгол Зураг — это монгольский традиционный стиль живописи, основанный на буддийской живописной традиции, сыгравший важную роль в сохранении культурной самобытности монгольских художников в период социализма в 20 веке. Направление в значительной степени подавлялось вплоть до 1990 года, когда Монголия открыла свои двери миру после семи десятилетий социалистического режима. Впоследствии Монгол Зураг получил дальнейшее развитие в этом столетии, чему способствовали современные изменения в экономике и политике Монголии».
Отличительной чертой работ художников является выражение традиционного монгольского рисунка в стиле современного искусства.
Ууринтуйя Дагвасамбуу получила образование в Монгольском университете культуры и искусств. Ее работы выставлялись еще во время ее учебы с 2001 года. Урийнтуя участвует в выставках монгольского искусства на родине и за рубежом, включая Лас-Вегас (2006), Пекин (2008), Гонконг (2011), Шанхай (2012), Фукуоку, Япония (2012, 2014), Лондон (2012), Дюссельдорф (2012) и Квинсленд, Австралия (2015). Развитие тематики традиционных мотивов и неповторимый изобразительный язык в уникальных представлениях современного монгольского быта Уурийнтуии были высоко признаны в Монголии. Ее работы часто избирались в качестве победителей престижной награды «Лучшая работа года», присуждаемой Союзом художников Монголии.
Баасанджав Чойджилджав так же начал свой блистательный творческий путь в Монгольском университете культуры и искусств. Его первая персональная выставка состоялась в 2006 году, на ней были представлены работы, посвященные темам монгольской истории. Баасанджав — художник-новатор, первым начавший использование традиционных мотивов вне их первоначального контекста и иконографического значения для решения политических и экологических проблем неолиберализма в стране. Его работы выставляются в Монголии и за рубежом с 2005 года в Гонконге (2011), Шанхае (2012), Украине (2011), Лондоне (2012), Южной Корее (2015). Его персональные выставки были проведены в Музее азиатского искусства Фукуоки в Японии (2013), Барселоне (2007), Кванджу, Южная Корея (2018) и его родном Улан-Баторе (2006, 2019).