Пройдёт лет 5 и вы с улыбкой вспомните то время, когда тайская поп-музыка у вас ассоциировалась исключительно с айдолами и рэперами, работающими в Южной Корее. Лиса, Минни, Бамбам, Тэн и другие ещё долго будут на слуху (будем верить, что вечно), но Таиланд готовится к самостоятельному рывку.
Нельзя сказать, что thai-pop или t-pop делает первые шаги. Спору нет, в этой стране всегда были и есть свои звёзды. Например, Гратай Эзиам (настоящее имя นิภาพร บุญยะเลี้ยง Tae Bunyalieang). Удивительная певица, начавшая свой путь к славе с ринга муай-тай.
Свой первый гонорар - 600 бат - она заработала вовсе не на сцене. Да, эта красавица с великолепными ножками билась на чемпионатах по тайскому боксу и даже не единожды побеждала. Гратай на поприще боевых искусств смогла добраться до международного уровня, но в какой-то момент её надоумили попробоваться на сцене. И у неё получилось!
Гратай поёт в лук тхунг (букв. "дитя полей"), жанре, который часто называют тайским кантри. Этнические традиции в соединении с элементами диско (реже - латино), но больше всего в жанре слышится нечто знакомое нам по индийским фильмам 1970-80-х годов. Королева лук тхунг Пумпуанг Дуангчан в 1980-х была настолько популярна, что её внезапная смерть вызвала общенациональную скорбь.
Thai-pop начинался с лук тхунг'а, а тот - с истоков в традициях сельского населения Таиланда. К этому добавлялись мотивы из вестернов, латинских танцев, и песен индийского кино. В итоге получился самобытный и доступный для понимания в мире жанр. Однако за пределами Юго-Восточной Азии и отчасти - Японии и Китая, thai-pop до недавнего времени выйти не мог.
В самом Таиланде уже больше десяти лет растёт популярность к-поп, что порой даже имеет некоторые политические аспекты. Тайцы активно и успешно делают карьеры в Южной Корее. Существенно подогрела интерес к поп-музыке Таиланда известность тайских исполнителей в к-поп. Лалиса Манобан из Blackpink, став всемирным феноменом, показала возможность прорыва на новые горизонты. Как это часто бывает, тайские последователи поспешили принять на вооружение целый ряд визуальных и музыкальных решений из к-поп, в котором так преуспела Лиса. Прямого подражания именно стилю Blackpink в новых тайских треках и клипах не видно, но общие тренды к-поп нашли своё применение.
В истории другой группы VYRA (ранее - LYRA)) при желании можно было бы усмотреть японское влияние. Дело в том, что участниц отбирали из состава айдол-проекта BNK48, "младшей сестры" японской группы AKB48. Поначалу казалось, что в основе концепта и стиля музыки VYRA будет всё тот же японский "винтажный кавайи", но в более западном звучании. В реальности VYRA представила нечто совсем другое.
Ретро-мотивы тут тоже обильно представлены, но совсем другие. В ритмах и мелодиях звучат не 60-70-е, а 80-е. Визуальный ряд клипов у группы тоже не японский, но практически не отличимый от корейских музыкальных видео. В результате - от стиля BNK48 не осталось совсем ничего.
За проектом LYRA стояли крупнейший мировой музыкальный лейбл Universal Music Group (UMG) и тайское агентство Independent Artist Management (iAM). Девушек в группу отбирали из 80 претенденток, а обучение они должны были проходить в США. Одно это сразу намекало на то, что специфический и не особенно близкий массам слушателей за пределами Японии стиль AKB48 будет здорово скорректирован.
Пандемия ковида тоже внесла свои коррективы и девушкам поначалу пришлось тренироваться по ZOOM удалённо. В конце концов группа дебютировала и то, что они представили, смотрелось и звучало довольно неожиданно.
Наттиша, участница VYRA, рассказывает: "Это не было лёгкой прогулкой. Хореография и музыкальный стиль - совсем другие". Менеджер проекта добавляет: "было много слёз".
Лук девушек подбирали опять же с учётом того, что в тренде в к-поп. Правда, это не так бросается в глаза, потому что тайки сами по себе мало похожи на кореянок (впрочем, ещё меньше - на японок).
С другой стороны, и BNK48 успела заметно эволюционировать. Хотя хореография, музыка и костюмы остались в наследство от японской "старшей сестры" (в её "классической" версии), но причёски и стилистика клипов максимально приблизились к корейским.
Между тем, тенденция к кардинальному пересмотру и музыки, и визуального концепта, уже несколько лет назад затронула саму AKB48. Японские акулы поп-индустрии в конце прошлого десятилетия отчётливо осознали, что проигрывают к-поп. Надо было эволюционировать.
При всех попытках крупнейшей в мире (по числу участниц) группы предложить рынку нечто новое, хронические черты японских айдолов у AKB48 остаются на месте. Прежде всего это консервативность. Даже в нетипичных для них песнях и клипах (в которых создатели пытаются выйти за привычные рамки), всегда на месте остаётся отвращение к рэпу. Это не хорошо, и не плохо, просто это типично. До некоторой степени отсутствие рэпа даже придавало группе свою изюминку, ибо в к-поп, например, рэпа и "кричалок" местами так много, что просто утомительно слушать более трёх песен подряд. Но тотальное отставание японских групп от к-поп в хореографии и танцевальных скиллах сегодня вызывает не меньшее утомление.
Посмотрим ещё несколько тайских женских групп.
PiXXiE на днях выдали музыкальное видео "MUTELE":
Группа Violet Wink начиналась с очень серьёзными амбициями в составе 11 айдолов, но быстро столкнулась с проблемами. Уход менеджера, смена ведущей компании, неверие участниц в успех, привели к тому, что в группе остались лишь три айдола. Между тем, при заходе в проект нового руководства прозвучал ряд интересных идей. В частности, предполагалось, оставив концепцию "нежные, но не слабые, девушки", каким-то образом внедрить группу в спортивную и киберспортивную индустрии. Увы, красиво звучавшие идеи, не вылились во что-то действительно свежее и перспективное.
Pretzelle - группа, дебютировавшая в прошлом году, довольно неплохо набирает популярность, обратившись к стремительно уходящему из к-поп стилю винтажного кавайи. В их клипах настолько ярко просматриваются канонические корейские схемы кавайного музыкального видео, что даже указывать на них нет смысла. Всё наглядно.
Эгъё (корейский эквивалент японского кавайи) в тайском исполнении звучит даже более приятно, чем многие аналогичные корейские песни прошлого десятилетия, перенасыщенные пронзительными ретро-звуками. Между прочим, одна из бывших участниц Pretzelle три года проучилась стажёром в корейском агентстве Cube.
Итак, бегло окинув взглядом женский т-поп, мы много раз упомянули о корейском влиянии. Но можно ли упомянутые тайские группы назвать просто подражателями к-поп?
В визуальной составляющей, в антураже клипов, в одежде, причёсках, хореографии мы видим типичные корейские черты, но, отметим, что в самом к-поп всё это постепенно отходит. Казавшийся незыблемым в этой стране эгъё сдаёт позиции. На волне успеха Blackpink все группы ринулись в гёрл-краш и массово строчат песни с хоровыми кричалками и нестабильным ритмом, при этом ни у кого не получается повторить фирменный трэп "чёрно-розовых". Даже вполне успешные сами по себе ITZY зачем-то попытались сделать трек в этом духе, и впервые столкнулись с низкими показателями.
Таиландские группы воодушевлены Blackpink (в котором главный рэпер является их землячкой), но отнюдь не копируют её стиль. Они умеренно используют рэп, а ретро-звучание у них не уходит сильно дальше рубежа 70-80-х. Общее впечатление от музыки тайских женских групп в целом даже несколько более приятное, чем от корейских, благодаря отсутствию затяжных выкриков тонкими голосами и перенасыщения псевдоретро.
Корейские композиторы, сочиняя нечто "под ретро", никогда не создают собственно музыку 60-70-х, у них получаются абсолютно другие треки, просто насыщенные ретро-звуками. Тайские авторы создают нечто похожее на диско 80-х, хотя опять же не копируют. Увлечение ритмами евродиско, в к-поп откатившееся на обочину, в т-поп вполне себе живёт и здравствует.
Гёрл-краш в Таиланде уступает кавайи, в то время как в к-поп дело обстоит ровно наоборот. Как ни странно, но певицы вроде Гратай, певшие и танцевавшие в традиционном тайском стиле, быть может, как раз и занимали нишу гёрл-краш. Есть, конечно, разница, заключающаяся в том, что краш это не про сексуальность, а Гратай и даже звезда 80-х Дуангчан эксплуатировали как раз секси-элементы. Впрочем, у Хёны тоже получается балансировать на грани.
Подытоживая, отметим, что в Таиланде почти всё пришедшее извне приобретает свою специфическую форму. Тот же тайский кантри совсем не похож на американский. Скорее всего, после некоторого периода прямого подражания тайская поп-музыка тоже придёт к некоему синтезу, который будет уже заметно отличаться от корейских и японских прообразов. Даже в таком вестернизированном проекте как VYRA в первых же песнях стали использовать этнические тайские музыкальные инструменты.
Наконец, не стоит сбрасывать со счетов влияние японской поп- и рок-музыки. В этой связи рекомендуем взглянуть на группу LaBis:
LaBis - бэнд очень похожий на женские группы j-rock (они и не скрывают, а намеренно вызывают японские ассоциации). Хотя рок - как бы не в тему т-поп, но тем не менее.
У Таиланда есть весьма сильные перспективы выйти на мировой музыкальный рынок. Не в ближайшие пару лет, однако не забудем, что уже существует понятие Тайский ветер. T-Wind - термин, созданный по аналогии с K-Wave, Корейской волной. У Таиланда есть нюанс, что его Ветер охватывает Юго-Восточную Азию прежде всего кинематографической и телевизионной продукцией, но и с поп-музыкой дело не за горами.