Как Китай с помощью красавиц поднимал легкую промышленность

4347

Кто в мире знал о красоте китайских женщин в 1980-х? Нельзя сказать, что не знали совсем. Уже в те годы за пределами Большого Китая были известны актрисы, снимавшиеся в фильмах Брюса Ли и Джеки Чана. Но все они были китаянками из Гонконга, иногда - из Тайваня. В 1980-х кинематографы этих китайских стран переживали период бума, тогда как КНР в начале десятилетия прозябала на задворках.

Аналогичная ситуация имела место в поп-музыке и в индустрии красоты и моды. Если китаянка в те годы блистала на подиуме, на эстраде или на конкурсах красоты, скорее всего, это была китаянка из Гонконга или Тайваня. Но рубеж 1970-80-х стал поворотным временем. 

В середине 1970-х Китай решил вложиться в развитие своей текстильной и швейной промышленности. Понимая, что эта отрасль тесно связана с индустрией моды, Пекин пригласил западных модельеров для консультаций. Локомотивом процесса выпало стать Пьеру Кардену, который пришёл в восторг от сотрудничества. До сих пор цитируется его фраза:

"если производить пуговицы для Китая, то по одной на каждого китайца получится 900 миллионов пуговиц".

Буржуазная сметка сразу выхватила экономическую суть вопроса. Хотя КНР интересовал обратный процесс, т.е. сбыт китайской продукции за рубежом, сотрудничество тем не менее закипело. 

В 1979 Карден провёл первый в истории коммунистического Китая показ мод. Он привёз с собой в Пекин двенадцать манекенщиц и более двухсот нарядов. Власти не разрешили свободный вход в Национальный дворец культуры на шоу Кардена, ограничив аудиторию только партийными бонзами и сотрудниками отраслевых ведомств и предприятий, но всё же некоторые журналисты смогли попасть туда. 

Пекин, 1979 год. Национальный дворец культуры. Показ мод Пьера Кардена

Это был шок. Китайские представления об одежде даже по сравнению с СССР были на уровне конца 1950-х годов. Люди во френчах "а-ля Мао" смотрели на декольте и короткие платья, ещё недавно считавшиеся признаком морального разложения. Впрочем, красота, пусть и женщин другой расы, должна была быть понятной даже этим людям, воспитанным в странном мирке коммунистических фантазий. Китай понял, что невозможно бесконечно паковать огромную нацию в одни френчи и кепки, что подтверждалось насущными требованиями лёгкой промышленности. 

На следующий год на швейной фабрике в Шанхае из числа молодых работниц отобрали первых манекенщиц. Тогда ещё подходили к делу с "учётом национальной специфики" и определили, что девушки должны быть ростом в 1 метр 64 см, а пропорции фигуры должны быть 80-60-80. Позднее стандарты несколько скорректировали, что позволило китаянкам задуматься о выходе на западные подиумы. В том же году в Китае выпустили первый журнал о моде. 

Обложка первого китайского журнала мод

Всего за два года Китай эволюционировал настолько, что следующий показ мод провели уже на столичном стадионе. Карден устроил самое большое шоу в своей жизни. В 1981 году китайский народ приобщился к миру западной моды. Ещё через четыре года Карден счёл, что манекенщицы Поднебесной готовы для того, чтобы явить их Западу. 

В 1985 группа китайских манекенщиц выступила в Париже, продемонстрировав вариации на тему модернизированных маньчжурских платьев ципао. В том же году Карден взял специальное разрешение у правительства Китая, чтобы привезти девять девушек для участия в показе его коллекции на Парижской Неделе моды. Настала пора Западу восторгаться красотой китаянок.

 

Уже в 1986 году китаянка заняла 12 место в международном конкурсе моделей, и это был первый случай, когда девушка из КНР принимала участие в таком мероприятии. В 1987 команда из КНР приняла участие во Втором Международном фестивале моды в Париже. В 1988 китаянка выиграла гран-при международного конкурса моделей в Италии. В 1989 общенациональный праздник красоты провели в самом Китае, в Гуанчжоу. 

Конкурс красоты в Гуанчжоу, 1989. Видео

Тот конкурс сделал звёздами Китая многих девушек. Яо Пэнфан из Шанхая поехала на конкурс с опасением, что не найдёт понимания родителей и не предупредила их. Мы не нашли информации о том, как отреагировала её семья, узнав о том, что девушка заняла 3 место. 

Возможно неприятие модельной карьеры со стороны семьи привело к тому, что Пэйфан, даже прославившись на всю страну, ушла из индустрии всего через пару лет. 

Йе Чжихун приехала в знойный Гуанчжоу из Маньчжурии, из Харбина, который южане считают "ледяным". Прошли десятилетия, а китайцы до сих пор помнят её красоту. Кое-где и сейчас можно видеть плакаты с её фотографиями. После победы на том конкурсе её популярность зашкаливала. Говорят, даже современные китайские ванхуны с миллионами подписчиков не дотягивают до того обожания, которым пользовалась Чжихун. 

Строгая красота Йе Чжихун осталась как символ китайских 80-х. 

Победа на конкурсе обеспечила ей известность в поколениях. Чжихун тоже не долго проработала в индустрии, зато сама индустрия заложила фундамент своего будущего процветания. 

Гуанчжоу на всём протяжении правления коммунистов в Китае был более восприимчив к ветрам, долетающим из географически и этнически близкого Гонконга. Вероятно, с этим связано то, что громадному южному мегаполису было суждено перехватить у Пекина пальму первенства китайской индустрии красоты и моды. Первые конкурсы красоты, прошедшие там, стали не только разовой акцией. Они послужили стартовой площадкой для создания, например, China International Beauty Expo. Организованная в том же 1989 CIBE с тех пор поднялась до всемирно известной выставки косметики, средств гигиены и ухода. 

Модные веяния 1980-х вкупе с политикой свободных экономических зон на юге Китая заложили основы преуспевания Гуанчжоу, и вообще Юга. Свой маленький, но памятный целому поколению, вклад внесли и те первые китайские красавицы, что решились выйти на подиумы и сцены в нарядах, тогда ещё считавшихся слишком буржуазными. 

Китай, конкурс красоты

Читайте также

Комментарии