Супергерой из комикса, из Азии, и не из Японии

267

Очередной блокбастер о супергероях? Из Индонезии? Казалось бы, не стоит тратить время даже на то, чтобы запомнить название фильма. Но «Гундала» совсем не оживший американский мутант в дурацком костюме. Точнее, костюм у индонезийского собрата тоже не блещет буйством вкуса, но азиаты хотя бы потрудились объяснить, почему он именно таков. Это, во-первых. А, во-вторых, Индонезия – страна, которая сняла «Рейд», и хотя новый боевик совсем другого субжанра, но общее между ними есть.

"Гундала", информация о фильме и предыстория 

Картина создана по мотивам супергеройских комисков, выпускаемых с 1969 года, которые в свою очередь основаны на яванских легендах, а само имя главного героя Гундалы взято из яванского языка и означает «молния». Само имя уже намекает на источник суперспособностей персонажа. Тут всё канонично в рамках комиксного жанра о сказочных силачах, несущих добро с кулаками в мир бетонных джунглей. 

Каноны в "Гундале" как будто бы соблюдаются неукоснительно. Всё есть - и мальчик-сирота, и бело-чёрный мир с чётким разделением добра и зла. Хватает и роялей в кустах, вроде невесть откуда появляющегося учителя боевых искусств (и также невесть куда исчезающего). Но индонезийский фильм здорово отличается от американского собрата. 

Как и "Рейд", новый блокбастер пытается в оболочке по-детски наивного по сюжету кино подать реализм мира трущоб во всей его красе. Звучит смешно - где комикс о супергерое и где реализм? Но "Гундала" именно в эту сторону и старается гнуть на протяжении большей части хронометража. Создаётся впечатление, что индонезийцы постоянно забывали о том, что в основе истории - рисованная сказка. Каноничные мотивы супергероя в фильме возникают редко и почти всегда к ним ведёт сравнительно логичная цепочка событий. 

Оценка фильма в Индонезии и за её пределами

«Гундала» стал одним из самых популярных фильмов в родной стране, удостоился множества наград на фестивале индонезийского кино и собрал в прокате почти $ 5 млн, окупился и дал кое-какую прибыль. Всё это в целом было прогнозируемо с учётом нетерпеливого ожидания индонезийской публики. Любопытно, что фильм вызвал довольно позитивную реакцию далеко за пределами Индонезии. 

Многие критики отмечают такие достоинства картины как убедительная игра актеров, атмосферное музыкальное сопровождение и неплохие боевые сцены. Считается, что создатели фильма сумели реалистично изобразить настоящую жизнь индонезийцев, показав многие социальные проблемы страны. Известный на Родине режиссер Джоко Анвар охватывает  широкий спектр самых острых тем – от коррупции до классового неравенства. При этом «Гундала» остается развлекательным фильмом, полным драк и местами - смешных моментов.

Про реализм снова хочется вставить свой абзац. Или два. Говорить о том, что картина прямо очень уж кристально отражает жизнь низов общества азиатских рабочих поселков и мегаполисов, всё-таки не стоит. Это фильм со сказочным сюжетом, где положительные герои положительны во всём, а зло чудовищно злобно. Конечно, в жизни обитателей трущоб всё не так однозначно. Однако, у фильма не отнять атмосферности в показе общего состояния подавленности существования на дне. 

"Гундала" даёт волшебный ответ на вызовы, бросаемые человеку нищетой, социальным неравенством, фейковыми новостями и вообще беззащитностью маленького человека перед машиной криминальной организации и связанной с ней частью госаппарата. При всей волшебности ответа фильм также с самого начала пытается показать и тот путь сопротивления, который не рассчитывает на сверхъестественные силы. Сюжет честно пытается сказать, что в принципе можно сопротивляться и без суперспособностей, но надо суметь организоваться, быть честными между собой и - главное - не быть наивными перед злом. 

В оригинальной истории в комиксе Санчака был гениальным ученым, которого однажды ударила молния. После этого он встретил Кронца, Императора Королевства молний. Кронц подарил ученому волшебное ожерелье, превратившее его в супергероя. Получив суперсилы, Санчака стал непримиримым борцом с преступностью.  В 1996 году Гундала присоединился к супергеройской команде «Патриот». 

Как видим, сценаристы фильма очень далеко отошли от источника и этот отход был в сторону реалистичности. Да, "Гундала" остался в рамках жанра посткомиксного боевика, это вовсе не подобие "Джокера". Но во многом индонезийская картина сделала значительные шаги в сторону других жанров. Даже супергеройский костюм в "Гундале", внешне поддерживая канон, заданный еще Суперменом, Бэтменом и другими американскими коллегами, отличается попыткой объяснения каждой детали. Индонезийцев не удовлетворяют необъяснимые прихоти американских супергероев, обожающих надевать трусы поверх штанов, или носить на плечах роскошные шторы, мешающие двигаться. 

Как снимали первый блокбастер

В техническом аспекте фильм является прорывом для местного кинематографа. «Гундала» - первый индонезийский фильм с  новой звуковой системой Dolby Atmos, позволяющей создать удивительно мощный, насыщенный звук, обеспечивающий эффект полного погружения.

Режиссеру была крайне важна музыка в фильме.

«Искусство, которое ближе всего  к людям, - это музыка и кино», - говорит Джоко Анвар.

Поэтому он выбрал 9 песен из 300, опубликованных с хэштэгом #GundalaSongTribute. Именно эта, то лирическая, то пульсирующая в ритме сердца музыка передает всю суровость жизни главного героя.

Процесс съемки проходил в 70 разных местах всего за 50 дней. Действие кинокартины разворачивается в тесных переулках, на заброшенных поездах, залитых лунным светом крышах, парковках, промышленных складах. От начала до конца фильма Гундала сражается с врагами, выполняет опасные трюки и метает молнии. По уровню насилия фильм больше похож на «Убить Билла», нежели на «Черную пантеру». Тем не менее, благодаря правильно настроенному освещению и четко организованной операторской работе фильму присвоен возрастной ценз 13+, по этой причине зритель не увидит на экране всей жестокости драк.

Из истории индонезийского кино 

Безусловно «Гундала» является прорывом для индонезийского кинематографа, имеющего более чем столетнюю историю. Первые кинофильмы в Индонезии снимались в 1920-х годах голландскими режиссерами. Становление национального кинематографа относится к 1930-м годам, создание целостной кинематографической школы игрового и документального кино состоялось в 1950-х.

Уже в 1950-1960-е годы для кинематографов Индонезии характерно обращение к социально значимым темам, многие фильмы имеют антиимпериалистическую направленность. В тот же период в Индонезии был снят первый супергеройский фильм, повествующий о юной волшебнице Шри Асих. В 1980-1990-е годы в силу широкого проникновения на индонезийский кинорынок зарубежной продукции местная киноиндустрия вступила в период спада, который был преодолен к началу XXI века.

Сейчас для индонезийского кинематографа характерно увеличение как количественных, так и качественных показателей: объем кинопродукции постоянно увеличивается, ряд фильмов номинировался на премии международных фестивалей, растет мастерство кинематографистов, совершенствуется техническое оснащение для съемок. Все эти достижения мы можем увидеть в «Гундале» с его потрясающими визуальными эффектами и грамотно поставленными сценами драк.

Индонезийский кинематограф прошел большой путь развития в 20-21 вв.

Кроме того выход фильма порадовал читателей комиксов. Специально для них индонезийское издательство «Колони» выпустило комикс по фильму и ремастеринг классического комикса «Гундала», придуманного сценаристом Харьей Сураминатой, которого называют «Стэн Ли из Индонезии». Цифровая версия комикса доступна на портале Line Webtoon.

Объединение супергероев произойдет и в фильмах в рамках проекта Bumilangit Cinematic Universe. Режиссер Джоко Анвар говорит, что запланирован цикл из 8 фильмов, последний из них выйдет в 2025 году. Новая франшиза соберет вместе более 1000 персонажей индонезийских комиксов. В 1981 году состоялась первая экранизация «Гундалы», но именно кинокартина 2019 года, положила начало масштабной кинематографической вселенной, что несомненно является достоинством данной киноленты.

Недостатки фильма:

Есть в «Гундале» и недостатки. Стоит упомянуть об излишне сгущенной атмосфере безнадёжности и слишком серьезных для развлекательного кино темах. Для одних критиков это плюс фильма, для других минус, хотя все рецензенты согласны, что герою не хватает мотивации, а история его жизни не вызывает сильных эмоций. Многим зрителям также не понравилась некоторая недосказанность в истории становления героя и  наличие сюжетных дыр. Впрочем, возможно их оставили преднамеренно, чтобы лучше раскрыть центрального персонажа в следующей части.

Еще одна слабость картины: слишком примитивные и незапоминающиеся злодеи. Супергерой большую часть фильма чересчур легко побеждает своих врагов, а некоторые бои выглядят так, будто не связаны с сюжетом. Также фильму не хватает юмора, в нем большое количество драк, но мало шуток.

Боевые сцены в фильме подвергаются нареканиям со стороны западных зрителей, ожидавших мессива в стиле "Рейда". Но мягкость драк в "Гундале" обусловлена не тем, что кинематографисты в Индонезии разучились снимать силаткак следует. Авторы блокбастера стремились попасть в возрастной ценз, чтобы в кинотеатры люди могли прийти семьями с детьми. 

Конечно, «Гундала» значительно уступает в спецэффектах голливудским боевикам, но тут уж мы должны отдавать себе отчёт, что имеем дело с кинематографом, который оперирует совсем другими бюджетами. Не стоит сравнивать этот фильм с творениями Marvel и DC, нужно понимать, что это только начало большого киноцикла, который еще может нас приятно удивить. Не заостряйте внимание на недочетах и шероховатостях картины, просто смотрите это замечательное развлекательное кино и получайте удовольствие от просмотра.

_________

Силат - боевое искусство народов Индонезии, Малайзии, Филиппин

Александр БУДАЕВ

Индонезия

Читайте также

Комментарии