Мрачный комический корейский триллер стал кассовым хитом, машиной мемов. «Паразиты» с неимоверной скоростью после выхода в свет пересекли порог в 10 миллионов долларов. Для фильма с субтитрами это стало сенсаций. Например, в прошлом году, одобренный Каннами корейский триллер «Пылающий» Ли Чхан Дона заработал всего 719 тыс. долларов в США, а наиболее доступная для широкого просмотра "Служанка" Пак Чан-Вука едва наскребла 2 млн. долларов в 2016.
С "Паразитами" всё получилось иначе. Была проведена отличная и глубоко продуманная рекламная работа, которая помогла представить фильм Голливуду, а также распахнула двери южнокорейского кино для более широкой аудитории. Актеры и съемочная группа "Паразитов" были повсюду, посещали светские мероприятия, раздавали интервью глянцевым журналам и фотографировались с лучшими и самыми яркими представителями бизнеса. Верные своему названию, они просто проникли под кожу оскаровских избирателей, что помогло выиграть главный приз.
«Паразиты» — первый и пока единственный в истории церемонии фильм не на английском языке, одержавший победу.
Продюсер фильма Син Ае призналась: «У меня нет слов. Мы никогда не могли предположить, что это когда-либо случится. Мы так счастливы». Гости стоя приветствовали несколько побед Пон Чжун Хо, на что режиссер сказал: «Я готов выпить сегодня вечером». Позже, получив еще одну статуэтку он добавил: "Теперь я готов пить до завтра». Возможно, что корейский триумф станет началом нового этапа перемен в киноиндустрии.
Визуальные приемы «Паразитов»
Дом Кимов заставляет зрителя почувствовать себя стесненным, будто бы он находится в узком пространстве. Дом Паков, напротив, дает ощущение простора и чистоты. Длинные кадры и симметричность внутрикадрового пространства помогают достичь этого. Простор выражен панорамами и маленькими фигурами людей.
Социальный контраст в фильме передается с помощью различных цветов. В фильме работает символика цвета, характерная для корейской культуры. Пространство дома Паков обозначено оттенками оранжевого и желтого цвета, являющиеся символом достоинства, святости, удачи, императорской власти. Быт Кимов окрашен в фиолетовые, синие и зелёные тона, связанные с постоянством безвыходности положения героев. Когда семейство бедняков проникает в дом богатых, небо над ним становится темно-фиолетовым, словно заражается от их присутствия.
Детали фильма, которые не понятны западному зрителю:
Чапхагури — любимое блюдо главы семейства Паков
Дешевая лапша быстрого приготовления, которая очень популярна в Корее, добралась и до оскароносного фильма. В одном из кадров можно увидеть как Пак Енге готовит для своего мужа блюдо "рамдон" с использованием лапши из черной фасоли и пряной лапши со вкусом морепродуктов. Такое название придумал переводчик фильма путем "сложения" видов лапши рамён и удон. В оригинале же два вида называются чапагетти и ногури, поэтому смешанное блюдо в корейской версии картины названо чапхагури.
Кстати. "Чапагетти", показанный в фильме, является совсем дешёвым аналогом лапши чаджанмён.
В фильме хозяйка богатого дома предлагает для "рамдона" самую дорогую говядину, которую обычные жители Южной Кореи не могут позволить себе каждый день. 100 грамм такого мяса стоит 10 долларов. Это стало одним из многих приёмов для подчеркивания богатства и недалёкости семейства богачей. Тратить столь дорогое мясо на блюдо с использованием дешёвой лапши быстрого приготовления - в этом вся суть Паков.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Полуподвальное жилье
Местоположение двух домов наглядно показывает различие в социальном положении двух семейств. Дом богатой семьи Паков находится на холме, а дом Кимов в подвале. Как правило, жилье в полуподвале стоит намного дешевле из-за постоянной влаги и сырости, запах которой въедается в одежду и кожу. Жизнь в таких условиях является показателем крайне бедственного положения семьи. Такие помещения появились в Сеуле в тот период, когда правительство Южной Кореи опасалось нападения КНДР и обязало застройщиков оборудовать подвалы новых многоквартирных домов под бомбоубежища. Позднее, когда опасность миновала, эти подвалы и приспособили под жильё.
Имена
Имена семейства Кимов содержат в себе корейский слог, обозначающий слово «паразит», в то время как имя дочери Киджон содержит в себе части известного корейского изречения, которое можно перевести как «предреченная судьба». Имя бывшей экономки Мунгван дословно обозначает «сумашествие, которое начинается с открытием двери». Действительно, именно ее приход домой во время дождя стал точной невозврата.
Песня Джессики
Киджон (она же Джессика), перед знакомством с семьей Пак, повторяет легенду, чтобы ее ложь не вскрылась под мелодию известной в Корее песни, которая помогает школьникам запоминать вещи. Оригинальное название песни «Токто - наша земля», и это патриотическая песня, восхваляющая принадлежность острова Токто Корее, а не Японии, которая тоже на него претендует. Тот факт, что Киджон сочиняет ложь под такую песню, дополнительно усиливает степень её цинизма в глазах корейцев.
Тайваньская кастелла
У Кима Китхэка и мужа бывшей экономки Кынсэ, вынужденного прятаться в подвале из-за долгов перед кредиторами, есть одна общая черта. Перед тем как начать вести «паразитический» образ жизни они были владельцами закусочных под брендом «Тайваньской кастеллы», которая выдает средства на открытие в долг. По всей вероятности, бизнес Ким и Кынсэ стал разваливаться и они не смогли вовремя расплатиться.
Алкоголь
В фильме показано как семья Кимов пьет пиво три раза. В первый раз все семейство собирается за столом и пьет самое дешевое корейское пиво, что говорит о ее трудном финансовом положении. Во второй раз сын, дочь и папа пьют пиво подороже, что говорит об улучшении уровня жизни с помощью «паразитирования». В третий раз, когда Кимы перебираются в дом Паков и празднуют успех аферы, они пьют уже дорогой алкоголь хозяев дома.
Эржэна ЭРХИТУЕВА