Тувинцы, такой народ, без песен жить не могут. Дома или в дороге, но тувинец часто что-нибудь напевает. Во времена, когда традиционный быт доминировал, при кочёвках многие ещё играли на национальных инструментах. Первые музыкальные пластинки с записями тувинских исполнителей издавались в 1930-е годы, в период независимости Тувинской Народной Республики.
Во второй половине 20 века, когда рок- и поп-музыка начали охватывать планету, в горно-таёжной Туве не многие слушали The Beatles или Rolling Stones, но, возможно, именно это повлияло на то, что в Туве сформировалась собственная, не похожая ни на что другое, школа современной рок- и этнопоп-музыки. Основой своеобразия тувинской школы стали этнические музыкальные традиции.
Тувинцы - буддисты, но, как почти все буддийские регионы мира Тува сохраняла богатый пласт ранней культуры, языческой, шаманистской. Вместе с традиционными верованиями здесь до наших дней дожили некоторые старинные инструменты и горловое пение, хоомей.
В русском языке прижилось это название для обозначения горлового пения народов Центральной Азии, однако в Туве хоомей это только один из трёх основных стилей. Два других: сыгыт и каргыраа.
По определению Сайданы Хертек1, хоомей можно считать базовым стилем для тувинской традиции. Звук при хоомее извлекается в положении губ, сомкнутых как при произношении согласного звука в.
В сыгыте "высокие обертоны звучат резким свистящим тембром, напоминающим флейту пикколо. Гласные не артикулируются, и звуки в отличие от других стилей извлекаются при предельном напряжении дыхательных путей."
Основной формой стиля каргыраа является пение с четкой смысловой связью звуков, строящееся на орнаментированных мелодиях широкого дыхания. Опорно-остинатный звук извлекается в полуоткрытом положении рта. Обертоны и гласные чередуются в напеве параллельно. Каждому обертону соответствует одна из гласных: а, э, о, у
Есть мнение, что каргыраа очень соответствует эмоциональному строю рок-музыки, поэтому его чаще используют современные исполнители. Более того, исполнение каргыраа похоже на манеру пения западных рокеров. Однако путь тувинцев к сочетанию рок-музыки и традиций был не слишком простым.
Одной из первых групп, повлиявших на развитие этого направления, стал созданный по инициативе министерства культуры Тувы ансамбль "Тыва". Замысел заключался в том, что это должен был быть в основном фольклорный коллектив, но среди участников возникли разные мнения на сей счёт. "Тыва", подобно "Миражу" российской эстрады, стала портом, из которого в самостоятельное плавание отправились многие артисты.
Альберт Кувезин тоже начинал там, затем пел в составе коллектива "Кунгуртуг", откуда ушёл, чтобы создать свою группу "Ят-Ха". Ей и было суждено добиться международной известности. "Ят-Ха" на рубеже 90-х получили широкую популярность, особенно после выхода песни с одноимённым названием группы; так они закрепили позиции. Они прославились далеко за пределами Тувы и России. Их творчество отмечено наградами критиков в Германии, США, Франции, Великобритании.
Тувинское горловое пение не менее органично вписалось и в техно-музыку. Известен хит 1990 года дико популярной в то время британской группы KLF, в котором сэмплировано звучание тувинских каргыраа и сыгыт.
Позже тувинский сэмпл из KLF был вторично использован британской же группой Massive Attack в треке "Karmacoma", который стал международным хитом.
Обе группы брали свои сэмплы из записи тувинского горлового пения
Пиком интереса к тувинскому горловому пению на Западе стало издание альбома Конгар-оола Ондара "Back Tuva future — The adventure continues". Альбом вышел под лейблом Warner Bros. в США.
В Бельгии в 1993 году издали альбом тувинской певицы Сайнхо Намчылак (ныне проживает в Австрии) "Out of Tuva". Песня "Tanola Nomads" - самая известная из её репертуара. Сэмплы из этого хита использовали такие группы, как Trance planet и упомянутая Massive Attack.
Здесь представлены не все тувинские исполнители и только малая часть творчества тувинских артистов. В последующих публикациях мы постараемся дополнительно осветить тему рок- и поп-музыки Тувы.
_________________________________________________________________________
1Статья: Тувинский рок в контексте мировой популярной музыки. Сайдана Хертек
Айслу МОНГУШ