BTS становятся глобальным феноменом, рожденным современной корейской культурой

24515

Концерт южнокорейской группы BTS (Bangtan Boys) в Нью-Йорке, собравший более 40 тысяч зрителей, завершил серию выступлений в США и Канаде. Хотя мировой тур BTS продолжится в странах Европы, успех в Северной Америке имеет особое значение для музыкальной индустрии. Не только доля в пироге гигантского рынка, но и символ того, что группа стала звездой всемирного масштаба - вот, что означал прорыв в Америке. Парни BTS шли к успеху весь год.

В мае они во второй раз получили награду Billboard Music Awards как лучшие артисты социальных медиа, обойдя в этой номинации Джастина Бибера, Ариану Гранде и других звезд. Победа досталась BTS стараниями огромной армии поклонников, голосовавших за любимых айдолов, а также людей, которым просто хотелось видеть на музыкальных вершинах новые лица и слышать новое звучание. 10-е место по продажам альбома, 185 тысяч копий которого было раскуплено в Америке в первую неделю - не премиями одними богатеет BTS.

K-pop ворвался на американский рынок не совсем внезапно, до этого был успех Psy с его Gangnam Style, были неплохие результаты у женских групп, особенно у 2NE1, но фанатизма, которого достигли BTS, не было. Bangtan Boys даже ухитрились попасть в Книгу рекордов Гиннеса, как самая часто упоминаемая группа в Твиттере. В 2018 году о BTS заговорили как о глобальном феномене. Палаточные лагеря у дверей стадиона, где должен пройти концерт группы, раскупаемые за 20 минут билеты, фанаты, следующие за BTS из города в город - все это стало антуражем североамериканской части мирового тура корейских парней.

На протяжении 5-6 лет североамериканские подростки постепенно приобщались к восточноазиатской фандом-традиции с ее колоссальным значением официальных фан-клубов, слежением за всевозможными телешоу (особенно шоу на выживание), рекламными роликами и фотосессиями. Сейчас те подростки уже закончили университеты, оставив после себя клубы любителей k-pop, каналы на Youtube, странички в соцсетях и т.д. Благодаря им в Интернете появилось множество англоязычных ресурсов, посвященных Корейской волне. Следующая за ними генерация фанатов уже намного лучше организована, пользуется плодами развитой субкультуры, и в десятки, если не в сотни, раз более многочисленна.

Особой фишкой k-pop стал тот факт, что вместе с принятием восточноазиатской традиции фанатства на Западе появился слой достаточно "возрастных" любителей корейской эстрады. Подобно тому, как в Японии, Корее и Большом Китае у айдол-проектов существует важная ниша для публики 35+ и даже 45+ (вплоть до групп, ориентированных на эту весьма обеспеченную аудиторию), феномен потихоньку начал проявляться и в США. В Корее не особо поразились тому факту, что на концерт BTS пришел, например, голливудский актер Мэттью Макконахи. Другие голливудские знаменитости, как Макс Мингелл, Эль Фаннинг и Дилан О'Брайан, канадский певец Шон Мендес, профессиональный борец и рэпер Джон Сина, признавались в том, что им нравится творчество BTS.

Джон Сина и BTS. Фото: allkpop.com

Сина высказался настолько ярко, что имеет смысл привести его слова:

Когда я ознакомился с феноменом BTS, это ударило меня как шторм. Я вслушался в их музыку, я наслаждался их музыкой... Я думаю, что это нечто особенное. И особенное также в том, что они первые, кто сделал K-pop глобальным (явлением), это поистине доказательство того, как хорошо они потрудились. Таким образом я просто фанат того, что они делают и тех чувств, что они вызывают в людях.

О грядущем "нашествии" с Востока уже давно предупреждали музыкальные продюссеры, знакомые с Корейской волной. Относительно изолированная от внешних влияний корейская музыкальная культура, отточенная азиатской трудовой дисциплиной, не могла не породить нечто новенькое, что должно было, если не прийти на смену, то хорошо потеснить обычные для Запада стандарты эстрадной культуры. Постоянные скандалы с наркотиками и алкоголизмом, тонны ботокса и силикона, обнаженное "мясо" на сцене, тексты про секс и насилие - когда-то это всё должно было надоесть. Просто слишком долго не было альтернативы. И тут появился k-pop...

Саймон Коуэлл, один из ведущих деятелей шоу-бизнеса, британский продюсер, еще три года назад говорил, что

"есть кое-что, которое скоро придет с Востока и называется k-pop, и оно сокрушит тут всё!"

Коллеги по цеху посмеялись над ним, но, кажется, наступает время, когда Коуэлл может усмехнуться в ответ. Это не значит, что на Западе все смирились с успехом восточноазиатских групп (корейских и японских, среди последних надо отметить Baby Metal). Нет, конечно, как и на территории бывшего СССР, в Америке и Европе хватает хейтеров всего азиатского и просто тех, кто не просек фишку, но считает своим долгом осчастливить мир комментарием собственного производства.

В сентябре BTS выступили на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью о животрепещущих проблемах современности и молодежи. Чернокожий ведущий телеканала ABC за какой-то надобностью решил отточить свое чувство юмора именно на словах о расизме и гендерном неравенстве, саркастически воскликнув "как поэтично". Далее он прошелся по хореографии корейцев, заметив, что "это всего лишь выученные движения" и т.д. Возможно, ведущий думал, что в этот момент он искрит юмором и обаянием, но в итоге социальные сети отправили ему тысячи комментариев, отмечающих, что это был единственный раз, когда тот попытался выдать в эфир не подготовленную речь и выглядело это отвратительно.

До начала и во время североамериканского вояжа в адрес BTS поступали угрозы от хейтеров. Некоторые из них были предельно конкретизированы и содержали подробные описания того, как будет произведено покушение на кого-то из айдолов группы. Тем не менее, концерты в целом прошли без серьезных эксцессов. Просто угрозы продемонстрировали тот факт, что на Западе еще долго будет существовать прослойка людей, воспринимающих азиатские веяния как оскорбление, позор или нечто в этом роде. В конце концов подобное отношение к k-pop, как ни странно, встречается даже среди представителей азиатской расы в странах СНГ. Что говорить о могучей кучке реднеков и "биллов" в майках с флагом Конфедерации, у кого выступление каких-то азиатов на национальном телевидении вызывает ощущение конца света.

В Корее, понятно, успех BTS вызывает чувство национальной гордости и осознание конкурентоспособности своей культуры в мире. Никогда в истории корейский язык не изучало столько людей по всему свету, как сейчас. Дорамы, фильмы и продукция k-pop вызвали к жизни феномен всплеска интереса к Корее и хангылю не только в США, но и в Латинской Америке, арабских странах, в Европе и России. "Глобальный феномен" и "синдром BTS" - такие выражения не без удовольствия используют корейские тележурналисты, рассказывая, как радуются американские поклонницы k-pop, заполучив билеты на концерт любимой группы.  

Правительство Кореи осознает, сколь значим триумф BTS в Северной Америке, особенно после того, как Корейская волна столкнулась с санкциями Китая, последовавшими после охлаждения отношений полтора-два года назад. Миллиардные доходы, которые приносят своему народу поющие и танцующие парни и девушки, не могут не вызывать похвалы со стороны официальных лиц Южной Кореи. Личные послания от президента страны, подарки от первой леди - знаки внимания от Чхонвандэ (Администрация главы Кореи) сыплются на BTS один за другим. Наконец, вчера представитель Администрации сообщил о решении наградить участников группы Орденом Культурного вклада (За заслуги в культуре).

Многие молодые люди за пределами Кореи теперь поют на корейском языке. Это один из примеров влияния BTS на продвижение Корейской волны и хангыля в мире. - заявил премьер-министр Республики Корея.

Айдолы BTS станут самыми молодыми из награжденных орденом за всю историю его существования.

©Yehe.Asia

Южная Корея, k-pop

Читайте также

Комментарии