Стандарты красоты китаянок в эпоху династии Тан

2136

В Китае к эпохе династии Тан (7-10 вв.) всегда относились с особенным пиететом. Именно во время правления танских императоров Китаю впервые покорились обширные земли северных и северо-западных монгольских и тюркских народов. Даже на берегах Байкала китайские правители пытались организовывать свои административно-территориальные единицы, хотя фактически управление племенами там было формальным. Сами основатели Тан были связаны происхождением с монголоязычными кочевниками. 

Неудивительно, что эпоха считается временем, когда зарождалась китайская имперская идея территориального расширения. Кроме того, при Тан происходил невероятный расцвет культуры и изящных искусств. К образам этой династии продолжают обращаться китайский кинематограф, дизайнеры и художники. Танские макияж, причёски, стили одежды становятся объектами пристального внимания. Празднование лунного нового года в этом феврале не стало исключением. 

Танцевальное шоу, посвящённое танцам и облику придворных дам Тан, стало вирусным и вызвало бурю эмоций у жителей Китая. По данным газеты Wenhui Bao, видео, показывающее танец, было просмотрено 48 миллионов раз на Sina Weibo (социальная сеть), а количество просмотров связанных тем превысило 200 миллионов на Douyin, платформе коротких видео в Китае. 

Это шоу сильно отличается от привычных реконструкций придворных танцев средневекового Китая. В нём присутствует здоровый элемент юмора, и оно в какой-то степени ломает стереотипы о лирической атмосфере в классическом китайском танце. Постановка предлагает необычный ракурс, привносит в танец забавную и наполненную жизнью суть.

Это шоу показывает процесс подготовки и выступления женщин-музыкантов на банкете во времена династии Тан. Четырнадцать танцоров в одеждах, наполненных поролоном, и с ватой во рту, возрождают образ женщин с пухлыми фигурами и щёчками, модными при танском дворе. Кроме того, макияж в форме полумесяца, характерный для тех времен, и трехцветные костюмы, напоминающие глиняные фигурки периода т.н. расцвета династии, помогают зрителю вернуться на 1300 лет назад и почувствовать себя частью той эпохи.

Многочисленные скульптуры, изображающие женщин танского времени, делятся на два основных типа. Ранний период отмечен образами дам со стройными фигурами и иногда с причёсками, отдалённо напоминающие поздние монгольские. 

Натали Портман в образе принцессы Падмэ Амидалы в "Звёздных войнах" и халха-монголка в традиционном костюме

История того, как изменились предпочтения танской знати и стройность оказалась вытеснена полнотой, заслуживает отдельного упоминания. 

Раннее искусство Тан несомненно отражает идеалы красоты того времени. Мы можем видеть стройных, даже худеньких, девушек и дам. Однако ближе к середине 8 века каноны изменяются. В скульптуре и на картинах появляются женщины полной комплекции. 

Популярная версия гласит, что новая мода была вызвана влиянием любимой наложницы императора Ян Юйхуань, которая имела пышную фигуру. Домыслов вокруг легендарной красавицы, будоражившей умы художников и писателей в Китае, Японии и даже в монгольских государствах 10-13 веков, до сих пор бродит очень много.

Историки не спешат соглашаться с версией о влиянии наложницы (ставшей позднее супругой императора) на смену моды при танском дворе. Мода на полноту тела вероятно появилась на десятилетие, если не больше, ранее, чем Ян стала любимой наложницей. На видео ниже вы можете ознакомиться с другим объяснением популярности дородных фигур при Тан (есть русские субтитры). 

Историки вообще редко когда соглашаются с деятелями культуры, затрагивающими темы прошлого без консультаций с ними. Здесь вы можете видеть детальный разбор образов танских дам в современном китайском кинематографе. 

Возвращаясь к танцу праздника весны, критики не случайно отмечают, что он похож на оживление знаменитых скульптур эпохи Тан. Хореографы и костюмеры постарались передать атмосферу того времени. Это не первая подобная постановка танца с мотивами танской династии. Полная версия новогоднего шоу отличается масштабом. 

В шоу показаны некоторые сокровища провинции Хэнань, например, Фу Хао Сяо Цзунь (бронзовый сосуд в форме совы), Лянь Хэ Фан Ху (прямоугольный сосуд для вина с лотосом и журавлем), а также костяные флейты Цзяху как на картине «Дамы с заколотыми цветами». Соединение современных технологий 3D и AR (технология дополнения реальности), завораживающих и плавных движений танцоров и демонстрация национальных сокровищ, сделали шоу по-настоящему культовым. Оно стало кульминацией гала-концерта Весеннего фестиваля 2021.

Настя ЕМЕЛЬЯНОВА

Китай, праздники

Читайте также

Комментарии