В Японии есть свои бунтующие подростки, и один из самых популярных способов продемонстрировать свой мятежный дух среди молодежи - это облачиться в провокационную форму.
Уже много лет учащиеся средней школы на день ежегодной выпускной церемонии вместо стандартных школьных нарядов одеваются в боевую форму токкофуку, долгое время считавшуюся символом байкерских банд.
Этот обычай долго раздражал правоохранительные учреждения, давно демонизирующие токкофуку, как символ ворот к преступности. В этом году подразделение полиции одной из японских префектур решило пресечь эту молодежную моду.
И первым шагом на этом пути стала угроза взять под стражу школьников, если они осмелятся публично появиться в провокационной форме.
Несмотря на эту угрозу, ученик средней школы округа Окаяма заявил о намерении принять участие в выпускном дне в токкофуку.
«Я предал своих родителей, заставил их плакать и доставил им много хлопот, но я клянусь, что это будет последним неуместным поступком, совершенным мной», говорит подросток.
«Мы получили много жалоб от местных жителей о том, что вид детей, собирающихся вокруг станции в форме токкофуку после выпускных церемоний, пугает», - сказал Томоясу Йокояма, чиновник из управления образования префектуры. - «Некоторые свидетели этих сцен сказали, что теперь они считают Окаяму опасной.
Защитники молодежного культурного движения подвергли критике действия властей как равносильное лишению студентов права на свободу выражения мнений. Несмотря на общественное восприятие этих костюмов как «грозных», при более тщательном рассмотрении можно увидеть вышитое на них множество теплых слов, адресованных родителям, учителям и друзьям.
«Спасибо моим сэнсэю, папе и маме за все», - гласят надписи на токкофуку школьников.
Изначально токкофуку являлось формой камикадзе времен Второй мировой войны. После войны выжившие камикадзе, стремившиеся отыскать потерянные острые ощущения в мирной жизни стали собираться в группировки, устраивавшие нелегальные гоночные соревнования на улицах городов, дав начало движению босодзоку.
К концу 1970-х популярность движения начала нарастать и насчитывала десятки кланов, в которые входило более 20 тысяч членов по всей стране. Большая их часть занималась нелегальными гонками, но некоторые кланы напрямую были связаны с якудза и выполняли ее поручения. К концу 1980-х босодзоку стали серьезной угрозой для безопасности японцев, и властями было принято решение бороться с субкультурой.
Тяжелые ботинки и длинные плащи. На ногах — мешковатые штаны, заправленные в ботинки. Плащ чаще всего носили на голое тело. Иногда торс перевязывался поясом крест-накрест, что также было заимствовано у японских летчиков.
Как правило, на спине плаща были название банды и ее лозунг, а также специальные символы вроде восходящего солнца, хризантемы (символ императора) или даже свастики.
За последние десятилетия учащиеся младших классов средней школы, заинтересованные в образе плохих парней, соединили эту моду со своей гакуранской формой, чтобы создать новую культуру шишу-ран (вышитая школьная форма) демонстрируя ее на выпускных церемониях. Мода охватила даже девочек!
Усиление репрессий в отношении панк-формы призвано «подавить в зародыше» возможность плохого поведения детей и массовых беспорядков. Полицейское управление префектуры Фукуока предпринимает аналогичные шаги, заключая детей под стражу, если они снуют по торговым улицам или собираются большими группами в общественных местах, надев токкуфуку или шишу-ран.
«Токкофуку так неизбежно ассоциируется с байкерскими бандами или якудза, и мы не можем потворствовать 15-летним детям, развлекающимся в этой одежде», - говорит представитель властей.