Да, это впервые. Корейский сериал возглавил топ мирового рейтинга Netflix. Эдиты из "Игры в кальмара" уже вовсю оккупируют ТikTok. Критики на редкость единодушно отдают дораме не менее 4 из 5.
Формально это не относится к жанру ужасов, но смотрится довольно жутко. В корейском сериале есть понемногу от саспенса, боевика, и конечно же от жанра выживания, который прописался в кинематографе благодаря культовой "Королевской битве".
На "Игру в кальмара" почему-то сразу попытались навесить ярлыки сходства с "Голодными играми", "Платформой" и другими западными картинами, но, громче всех о заимствовании на грани плагиата протрубили поклонники японского фильма "Воля богов" (2014 г.). Сюжет, как водится, восходит к манге, которая создала мир опасных версий обычных детских игр.
Хван Дон Хёк, автор и режиссёр "Игры в кальмара" отмёл все обвинения, но признал, что вдохновлялся и манга, и аниме, только другими. В числе своих предшественников, оказавших на него влияние, южнокорейский режиссёр назвал "Королевскую битву". И тут самое место вспомнить, что в кинематографе именно это творение японского режиссёра Киндзи Фукасаку положило начало жанру, в котором создавались и "Голодные игры" в том числе. Последняя франшиза сюжетом настолько близка к "Королевской битве", что, отбросив всю фантастическую мишуру, получим в сущности именно "Битву".
Ладно, если с поиском корней более-менее всё понятно, а вопрос о сходстве с "Волей богов" оставим тонким знатокам, то озадачимся, что же нового привносит Хван Дон Хёк?
Китано и его "подопечные" в "Королевской битве" воплощали конфликт поколений, одно из которых хочет преподать урок другому, привыкшему сидеть иждивенцем на шее первого. В "Игре в кальмара" идея, кажется, совсем другая.
Автор и режиссёр Хван Дон Хёк открыто высмеивает законы капиталистического общества. Это не ново, в творческой среде всегда хватало левацких настроений, но корейский сериал берёт от "Битвы" образ детства. Он не стесняется, затрагивая самое чистое - детство, а точнее безобидные уличные игры. Почему-то именно это выбрано орудием для аллегорической демонстрации (или демонизации?) жизни современного пожирателя банковских кредитов.
Четыреста пятьдесят должников под давлением коллекторов подписывают документ-отказ от собственного тела. Срок возврата денег - 1 месяц. Люди, обреченные на смерть, вступают в игру, где победитель получает 45 млрд вон (~ 2 млрд рублей), а проигравшие умирают.
Сериал отлично показывает всю "подкорку" развитых капиталистических стран: либо ты успешен и богат, либо ты никто. И автор как бы задает вопрос: «Вас действительно это устраивает?».
Почему именно детские игры? Автор видит всех взрослыми детьми, которые не справляются со своими социальными ролями, бесконечно лгут и тонут в своей лжи. Игра - шанс оправдаться, соответствовать уже ожиданиям своих пожилых родителей, стать в глазах окружающих «кем-то».
Жестокость взрослой жизни, отсутствие ответственности государства перед человеком и человека перед законом, безразличие и безумие - всё это и многое другое в "Игре кальмара".
Ниже - спойлеры от самого Netflix. Не смотрите, если ещё не видели сериал.
Номина СОДБОЕВА