С тех пор, как Монголия начала проходить свой путь глобализации, монголы, казалось не могли избежать проблемы сохранения культурной идентичности, но как показало время, для потомков Чингисхана чужие правила игры оказались всего-навсего временной игрушкой. Сегодня Монголия уверенно сохраняет верность своим истокам, а гордый дух кочевников-завоевателей нашел выход во многих современных сферах, от музыки до искусства, попутно захватывая внимание всего мира.
В этой статье мы окинем взглядом достижения монгольской моды, как в ее отечественных пределах, так и в мире.
Безусловно, ранее национальный костюм в значительной степени отбрасывался монголами как пережиток деревенского прошлого страны, но благодаря стараниям разных сторон, он постепенно возвращается к жизни среди любителей моды, которые рассматривают его как символ национальной гордости, процветания и городского шика. В течении долгого времени монгольские модельеры находились под сильным влиянием тенденций Кореи и Японии.
Немаловажную роль в сохранении национальной культуры играет Улан-Баторский институт моды, занимающийся продвижением местных дизайнеров, вместе с тем увеличивается количество бутиков с одеждой монгольских дизайнеров. Нельзя не заметить и значение в развитии индустрии дизайна одежды правительства Монголии.
Теперь носить одежду с национальной тематикой эквивалентно тому, чтобы носить одежду «от-кутюр», но по сути так оно и есть. Материалы изделий становятся все более высокого качества, крой более тщательным, а фасоны все более утонченными, отчего в итоге наряды представляют собой настоящие объекты искусства.
Частично возврат к национальной одежде обусловлен традиционными воззрениями, связанными с одеждой и использованием ее в обрядовой сфере, например: свадьбах и почитании гор. Издревле элементы традиционной одежды использовались в ритуалах, целью которых было притяжение и увелечение счастья и материального достатка.
Сегодня национальная одежда, а также одежда с традиционным акцентом все больше выступает в качестве инструмента социализации в обществе. Так например, среди монгольских хайпбистов стало маст-хэвом иметь в своем гардеробе вещи от модных дизайнеров нового поколения, изюминкой которых является сочетание в своей одежде традиционных мотивов, тканей и деталей с последними модными трендами.
Каким же образом правительство Монголии продвигает одежду своих дизайнеров на родине и на мировой арене?
9 июля было провозглашено Днем национального костюма в Монголии.Президент Монголии Халтмаагийн Баттулга, как известно, носит произведения местных дизайнеров во время публичных мероприятий.
В 2018 году дизайнеры из Монголии приняли участие в Лондонском фестивале дизайна, тогда чтобы выразить им поддержку посол Монголии в Великобритании Тулга Нархуу присутствовал на мероприятии в качестве «специального гостя». Тогда привлекательное представление изделий на основе кашемира вызвало любопытство на модной сцене.
Похоже, что рекламная кампания правительства работает. На мировом рынке увеличились продажи традиционной монгольской одежды, а монгольский текстиль завоевал популярность во всем мире.
Возможно, многие помнят, как в свое время традиционный костюм халхов был представлен в известнейшей картине «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза», в сцене, где Натали Портман (Падме Амидала) предстала в знаменитом сенатском платье. Уже тогда этот жест оказал свое влияние на восприятие миром монгольского наряда, воздвигнув его в ряд культовых.
Знаковым событием для прорыва монгольской моды стало появление одной из самых почитаемых фигур в индустрии моды, главного редактора Vogue Анна Винтур в традиционном монгольском дээле на 26-й ежегодной церемонии Glamour Women of the Year Awards. Согласно сообщениям мировых СМИ, выбор Анны Винтур говорит о том, что монгольская традиционная одежда захватит мировую арену.
Весной на Нью-Йоркской неделе моды знаменитый американец японского происхождения Тадаши Сёдзи в своей коллекции “осень-зима 2020” решил поведать историю монгольской империи между 13 и 15 веками. Самыми лучшими в коллекции стали образы, несущие монгольские мотивы: платье с юбкой, вышитой бисером в виде монгольских геометрических орнаментов в бирюзовых, королевских синих и золотых тонах, напоминающих внутренние детали крыши монгольской юрты (уни), а также платья в пол с массивными плечами на монгольский манер.
Стоит отметить и влияние на общую картину компании Mongolian clothes, занимающейся уникальным представлением монгольской одежды перед мировой аудиторией. На счету компании выступления в штаб-квартире ООН и во дворце ЮНЕСКО. Mongolian clothes побудили монгольскую молодежь к осознанию важности ношения собственной культуры и проявления собственной идентичности. Компанией Mongolian clothes было инициировано мероприятие «Дээлтэй Монгол» (Монголы в дээле), в рамках которого людям представлялась возможность надеть национальную одежду для прочувствования собственной традиционной культуры. Мероприятие «Дээлтэй Монгол» стало регулярным и очень популярным в городских районах.
Первые леди Монголии сыграли свою роль в рекламе Mongolian clothes за рубежом, всюду одевая их наряды на официальные мероприятия и визиты. Они не только предпочитают носить Mongolian clothes, но и дарят почетным гостям каталоги компании. Число клиентов Mongolian clothes в стране и по всему миру постоянно растет.
В свете сегодняшней ситуации с COVID-19 компания выпустила стилизованные защитные маски из традиционных монгольских материалов.
Реакция иностранных комментаторов была восторженной, большинство из них задавались вопросом, о приобретении этих масок.
Что касается самых смелых дизайнеров, подходящих к моде с точки зрения изобретателей и новаторов, зачастую они прибегают к модернизации дээлей сохраняя характерный стоячий воротник, но добавляют к ним элементы западных форм. Традиционные мотивы, такие как пуговицы на плечах и талии, сохраняются в эстетических целях, но практические улучшения, такие как молнии, добавляются для городской практичности. Дизайнеры часто украшают наряды монгольскими орнаментами.
Редизайн был настолько успешным, что молодые городские монголы в значительной степени отказались от южнокорейской моды, бывшей ранее фаворитом. После переворота модных стереотипов сельские пастухи носят джинсы и толстовки чаще, чем городские жители, носящие дээлы.
Тенденция к ношению традиционной одежды также распространилась на соседнюю Внутреннюю Монголии, побудив многих китайских монголов посетить Улан-Батор в поисках монгольской одежды. Многие дизайнеры нацелены на экспорт во Внутреннюю Монголию, а также в другие страны. Urban Jeans, первый массовый производитель джинсов в Монголии, экспортировал свою первую партию одежды, включающей в себя дээли в Китай и подписал соглашения о продаже с тремя дистрибьюторами в Хух-Хото.
Компания Mon Couture, производящая роскошные зимние пальто, частично покрытые шелком и соболиным мехом нацелена на продажи в Юго-Восточной Азии.
Дизайнерский дуэт Michel & Amazonka — самая горячая и самая прогрессивная команда дизайнеров в Монголии на данный момент использует такие тренды, как андеграундный стиль и тому подобное. Они решили смешать все элементы и тенденции. Когда вы видите их дизайн, вы можете увидеть европейскую одежду с этническими вышивками или украшениями, сшитыми вручную. Смесь модернизированных традиционных дээлей и вышитых курток-бомберов — это стиль Michel & Amazonka.
Таким образом, монголы в значительной степени сбросили дээлы после того, как страна приняла демократию в 1990 году - отказавшись от десятилетий коммунистического строя в качестве спутника бывшего Советского Союза - и открыла свои двери для «чужаков», приняв новейшие технологии, западную культуру и моду. Однако спустя три десятилетия молодые монголы стремятся вновь открыть и сохранить свою национальную самобытность.
Татьяна ДОРЖИЕВА